Опубликовано 27 сентября 2025, 14:27
2 мин.

Мужика — на трактор! Как развивалась индустрия социализма в 1935 году

Изучаем книгу 90-летней давности
С приходом большевиков к власти в СССР началась активная индустриализация страны. Если в царской России львиная доля автомобилей использовалась в городах, то при советах в пятилетними планами моторный транспорт активно начали использовать и в сельском хозяйстве. При этом небольшие разрозненные хозяйства активно объединялись в крупные колхозы — это позволяло выдавать лучшие результаты, пользоваться современной техникой и, одновременно, экономить на её покупке. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла изучить книгу «Мужика — на трактор! СССР — на автомобиль! Индустрия социализма», которая увидела свет в 1935 году.
Мужика — на трактор! Как развивалась индустрия социализма в 1935 году
rusneb.ru

«И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор — пусть попробуют догнать нас почтенные капиталисты, кичащиеся своей “цивилизацией”. Мы ещё посмотрим, какие из стран можно будет тогда определить в отсталые, а какие — в передовые», — приводятся в издании слова Сталина, сказанные им в 1929 году.

Кстати, сама книга представляет собой альбом с историческими фотографиями, сделанными в период активной индустриализации страны. Отдельное внимание уделяется сельскохозяйственной авиации.

‘И вышел сеятель в поле”. Кто не помнит этой картины? Человек ходит с лукошком по полю и разбрасывает семена. А сейчас во многих местах “сеятель” вылетает в поле. Наша сельскохозяйственная авиация, успешно борющаяся с вредителями сельского хозяйства, справляется успешно и с аэросевом», — пишет автор.

Также говорится о важности работы комбайнов и тракторов во время «важнейших сельскохозяйственных кампаний». Так, в 1933 году комбайны убрали в колхозах 533 тысячи гектара полей, в 1934 году — 1 576 тысячи гектаров. Всего к тому времени на балансе различных организаций числилось 33 тысячи машин.

«Обработка и уборка хлопка всегда были трудоёмкими работами. Они требовали большого количества рабочих рук. Механизация сельского хозяйства оказалась и на этом участке. Культиватором, сделанным на советских заводах, обрабатываются поля хлопка», — говорится в книге.

Среди крупнейших сборочных площадок спецтехники того времени значились Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, а также открывшееся в 1933 году предприятие в Челябинске.

Полностью ознакомиться с книгой «Мужика — на трактор! СССР — на автомобиль! Индустрия социализма» от 1914 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Значительно вырос и автопарк страны. Если в дореволюционной России было зарегистрировано 8 тысяч транспортных средств, причём львиная их доля находилась в столице и крупных городах, в большинстве случаев это были импортированные иномарки. В СССР же основу парка составляли не легковушки, а грузовики, которых насчитывалось порядка 34 тысяч экземпляров в одном только сельском хозяйстве.