Специальные автомобили в СССР в 1935 году
Какая техника использовалась в советское время в разных областях промышленности«Под специальными автомобилями понимаются машины, имеющие узко целевое назначение, то есть предназначенные для перевозки определённых грузов: сыпучих материалов, крупного скота, скоропортящихся продуктов и т. д. К простейшим специальным автомобилям можно отнести, например, грузовики с закрытыми кузовами для перевозки хлеба. У этих грузовиков в кузовах имеются полки для ящиков с батонами хлеба. Если удалить полки в кузовах, то последние могут быть приспособлены для перевозки мебели, платья и многих других предметов, требующих защиты от пыли и осадков», — говорится в книге.
Автор уточняет, что механизмы и устройства, определяющие особое назначение машины, располагаются в кузове или шасси, либо и там, и там. Однако чаще можно встретить грузовики на стандартным шасси и специальные кузова.
© rusneb.ru
При этом в издании подчёркивается, что «бурное развитие хозяйства» в СССР создаёт все предпосылки для «рентабельного и широкого применения специальных машин», а масштабы их использования должны «несоизмеримо превысить соответствующие масштабы Запада».
Тем не менее, советская промышленность на тот момент значительно отставала от западной, поэтому в первую очередь «острая потребность народного хозяйства» требовала в первую очередь насытить страну стандартными грузовыми автомобилями, и уже потом — спецтехникой.
Кстати, в 1933 году Научный автотранспортный институт выпустил первый вездеход, успешно прошедший все испытания, а в 1934 году Ярославский автозавод построил самосвал, который на момент написания книги проходил «всесторонние тесты». Ещё «целый ряд специальных автомобилей» для перевозки различных грузов производился кустарным методом.
© rusneb.ru
«Подобное явление подтверждает острую потребность нашего хозяйства в самых разнообразных типах специальных машин. Эта потребность осознана соответствующими кругами, и уже ставится вопрос о постройке завода специальных машин и отдельных цехов при существующих автозаводах для выпуска специальных кузовов», — уверен автор.
Говоря о спецтехнике, в первую очередь речь идёт о самосвалах — машинах с откидным бортом для перевозки сыпучих грузов. Существует несколько типов подъёмного механизма: грузовой отсек может откидываться назад или в сторону, в ряде моделей механизм способен работать и так, и так. Есть модели с двойным кузовом, где один откидывается назад, а второй в сторону, существовали даже полуприцепы с конвейерным дном.
© rusneb.ru
В СССР крайне востребованы были также вездеходы — машины, способные преодолевать жёсткое бездорожье. В первую очередь, они требовались на лесозаготовках и для работы в Средней Азии, в том числе в песках пустыни Кара-Кум.
Кстати, в то время в стране получили распространение устройства, разработанные в Индии, и позволяющее быстро превратить в вездеход любой грузовик. Оборудование представляет собой гусеницы, которые расположены по обоим бортам машин и стягивающие между собой две пары холостых колёс, укреплённых швеллерными балками. В обычных условиях эти колёса подняты на 250 мм от дороги.
© rusneb.ru
Полностью ознакомиться с книгой «Специальные автомобили» от 1935 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
«При движении по вязкому и тяжёлому для колесных автомобилей грунту гусеничные ленты вместе с промежуточными дисками опускаются в крайнее нижнее положение при помощи действующего от руки рычага и тяг. Тогда промежуточные диски начинают плотно соприкасаться с шинами ведущих колес автомобиля и гусеничными лентами и с равной скоростью (почти без скольжения) передавать вращение от колес к гусеничным лентам. В результате удельное давление от веса автомобиля на грунт сильно понижается, и проходимость автомобиля чрезвычайно улучшается. Для подъёма вверх или опускания вниз до уровня грунта затрачивается не более 1 мин. времени», — говорится в издании.
