Опубликовано 23 мая 2025, 16:40
6 мин.

Уличные хулиганы: крутые автомобили Ford неизвестной породы

От «злого» американского купе до уникальных спорткаров из Южной Африки
В грандиозной империи Ford Motor Company хватает белых пятен — одни машины досконально известны российским потребителям, другие являются тайной за семью печатями. Подобное положение дел объясняется богатой историей, глобальными интересами и выпуском разных машин сообразно специфике регионов планеты. В частности, у компании была линейка интересных спортивных версий XR, которые строились на базе обычных моделей. И сегодня мы расскажем про некоторых из них.
Уличные хулиганы: крутые автомобили Ford неизвестной породы
Ford

Mercury Cougar XR-7

Впервые индекс XR появился в конце шестидесятых на хардтоп-купе и кабриолетах Cougar первого поколения от почившей фордовской марки Mercury для рынка США, которая занимала строчку между материнским брендом и роскошными Lincoln. Поговаривают, обозначение расшифровывается как «eXperimental Racing», а цифра 7 указывает на внутреннюю заводскую маркировку T-7 для раннего Cougar на общей платформе с «Мустангом». XR-7 считался престижным и со всеми опциями обходился в 4,5 тысячи «баксов», в то время как базовый Mercury — примерно в 2,8 тысячи.

Разнообразие модификаций ставило покупателей перед дилеммой. Даже стандартный «икс-ар» с 4,9-литровым двигателем V8 мощностью 233 л.с. не давал скучать. Ещё веселее было при заказе пакета GT, превращавшим XR-7 в настоящий свирепый маслкар. В него входила V-образная «восьмёрка» мощностью 324 л.с., доработанная подвеска и тормоза, спортивная выпускная система и другие нюансы. Одним из самых безумных был Cougar XR-7 GT-E с 395-сильным семилитровым двигателем. Вдобавок он очень редкий — в 1968 году построено 256 экземпляров.

Ford Escort XR3

Со временем XR превратилось в семейство спортивных модификаций. Первенцем направления стал Ford Escort XR3. За основу взяли модель третьего поколения, которая сменила классическую компоновку на переднеприводное шасси. Таким образом, в числе прямых соперников хот-хэтча оказался Volkswagen Golf GTI.

XR3 не считался вершиной линейки. Истории известны версии и покруче — в 1984 году компания представила омологационный 132-сильный Escort RS Turbo. Впрочем, будем справедливы — и с подогретым «Эскортом» скучать не приходилось. В ранний XR3 1980 года вкинули карбюраторный 1,6-литровый восьмиклапанник (96 л.с.) и спортивную подвеску, не забыв приукрасить его снаружи. В дальнейшем автомобиль получил инжекторный мотор и обозначение XR3i.

Ford Fiesta XR2

Маленькая «Фиеста» тоже жгла напалмом как могла. В форм-факторе XR2 она комплектовалась мотором Kent Crossflow «один и шесть» (83 л.с.), могла набирать 100 км/ч примерно за 10 секунд и предельные 170 км/ч. Поддерживать бодрый темп позволяла подвеска пожёстче и дисковые вентилируемые тормоза на передней оси. Ну а яркие полоски на кузове, диски особого дизайна, задний спойлер и прочие атрибуты уличного хулигана лишь подстёгивали выжимать все соки из «четвёрки»

В конце восьмидесятых при очередной модернизации Fiesta XR2 обзавелась мотором с системой впрыска и букву i в название. Как в случае с Escort XR3, хот-хэтч не являлся абсолютной вершиной гаммы. Таковой можно считать 133-сильную Fiesta RS Turbo или ее преемника RS1800, у которого безнаддувный мотор объёмом 1,8 литра развивает схожую отдачу.

Ford Cortina XR6

Не будем забывать: «Форд» — это не только США и Европа, но и не так давно закрывшееся подразделение в Австралии, которое выпускало весьма самобытную технику (о ней мы поговорим далее). Кроме того, особенные Ford обитают в… ЮАР. Посмотрите на среднеразмерный седан Cortina XR6 восьмидесятых годов! Не обжигающе горячий, но подогретый — с трёхлитровым V6 Essex мощностью 139 л.с. и четырёхступенчатой «механикой». К слову, Cortina — предшественник некогда популярного в России Ford Sierra.

В Южной Африке свой фауна спортивной техники, и почётное место в ней занимает XR6 Interceptor (в переводе с английского — «перехватчик»). Спорткар создан для гоночной омологации, отсюда и скромный тираж в 250 штук. Мотор V6 объёмом 3,0 литра «подкормлен» до 162 л.с. тремя карбюраторами и распредвалом с более агрессивными профилем кулачков, плюс специальные выпускные коллекторы. Доработана подвеска. Спринт до сотни занимает порядка восьми секунд, а максимальная скорость достигает 195 км/ч.

Ford Sierra XR4i/Sierra XR4x4

В обширном семействе Sierra тоже нашлось место для спортивных версий. Прежде всего, почестей достоин легендарный RS Cosworth для допуска в гонки. XR4i стоял ступенькой ниже и не мог сравниться с культовым «Косси», но привлекал адептов быстрой техники рядом интересных фишек. Первое — внешность с необычными двойными задними стойками и большим антикрылом. Второе — темперамент. По боезапасу XR4i конечно же уступал турбокомпрессорной «пушке», но неплохо зажигал благодаря 2,8-литровому V6 мощностью 152 л.с. Максималка — 209 км/ч.

Первоначально XR4i был заднеприводным хэтчбеком, но в середине восьмидесятых компания наделила его «расширенными полномочиями» — оснастила системой полного привода. Такие версии назывались Sierra XR4x4. Под конец десятилетия их оснащали 2,9-литровым двигателем с системой электронного впрыска топлива.

Merkur XR4Ti

Перед вами результат интересной попытки познакомить американских потребителей с миром изысканных спорткаров из Европы в фордовской трактовке. Может показаться, что на изображениях обычная Sierra XR4i для Штатов, но это не так. Внешне похожий автомобиль имел ряд серьёзных отличий и продвигался под брендом Merkur. Продажу поручили дилерам Lincoln-Mercury, что создавало определённые сложности наряду с труднопроизносимым названием.

Ключевая особенность хэтчбека — 2,3-литровый четырёхцилиндровый двигатель (177 л.с.) от спорткаров Mustang Turbo GT и Thunderbird Turbo Coupe. Стандартная коробка передач — пятиступенчатая механическая, за доплату предлагали трёхступенчатый «автомат». С 1984 по 1989 год выпущено 42 464 экземпляра — заметно меньше, чем планировалось изначально.

Ford Sierra XR8

Снова «Сьерра», на сей раз мало кому известная омологационная для южноафриканских энтузиастов, выпущенная в количестве 250 экземпляров Автомобиль словно находится на стыке двух миров и позаимствовал всё лучшее от обоих: европейское шасси снабжено 4,9-литровой V-образной «восьмёркой» от Ford Mustang мощностью 219 л.с. Неприметный хэтч с душой маслкара — для той эпохи весьма серьёзная заявка на победу! Динамика хороша и по сей день, а в те времена завораживала. Разгон до 100 км/ч занимает около 6,5 секунд, максимальная скорость превышает 230 км/ч.

Могучий V8 заметно тяжелее «пакетиков сока» на европейской Sierra. Для компенсации веса пришлось применить более жёсткие пружины и специальные тормоза — 11-дюймовые диски вкупе с четырёхпоршневыми суппортами, чтобы «волк в овечьей шкуре» оставался подконтрольным пилоту.

Ford Falcon XR6/XR8

Австралийские Falcon на собственной платформе с продольной компоновкой — масштабная тема, достойная отдельного материала. Поэтому о них поговорим вкратце. Итак, быстрые XR6 и XR8 появились на заре девяностых благодаря подразделению TVE (Ford Tickford Vehicle Engineering). Первый приводился четырёхлитровой рядной «шестёркой» (216 л.с.) с тюнинговым распредвалом и доработанными головками блока цилиндров. Второй — 4,9-литровым V8 Windsor. На фото версия с кузовом ute или coupe utility (легковой пикап).

«Икс-ары» присутствовали в линейке Falcon вплоть до финального седьмого поколения. Особенно хорош XR6 Turbo: рядный шестицилиндровый двигатель объёмом 4,0 литра уступал 389-сильному «пять и четыре» на XR8 всего 27 л.с.

Ford Focus XR5

Как вы уже поняли, цифра рядом с «XR» в ряде случаев обозначала количество цилиндров, поэтому назван это сменивший название Focus ST второго поколения. Под капотом такой же 2,5-литровый пятицилиндровый двигатель Volvo с турбонаддувом (225 л.с.), состыкованный с шестиступенчатой «механикой».

Focus ST для европейского рынка предлагался с трёхдверным и пятидверным кузовом. XR5 можно было заказать только с последним.