quto.ru
Опубликовано 14 апреля 2022, 08:00
3 мин.

75 полицейских протоколов за одно нарушение

В XIX веке всё было куда жестче, чем сегодня
За 10 лет до появления Patent-Motorwagen Карла Бенца (известного как первый автомобиль в мире) полиция уже пачками оформляла протоколы на водителя безлошадного транспортного средства, которое тоже называлось автомобилем, хотя и не являлось им в привычном для нас смысле слова.
Амеде Болле-младший (слева) и Амеде Болле-старший позируют за рулем автомобиля «Тип № 1» во дворе завода Болле
Department of Sarthe

Амеде Болле мог бы по примеру отца оставаться колокольных дел мастером, но на исходе третьего десятка, в 1875 году, он превратился в первого в мире производителя механических транспортных средств для личного пользования. Тогда же в трудах французской Академии впервые появился термин «автомобиль». Совпадение? Если и так, то очень своевременное.

Амеде Болле (1844–1917), создатель первых в мире паромобилей для личного пользования.

Амеде Болле (1844–1917), создатель первых в мире паромобилей для личного пользования.

Разработанная Болле модель, получившая название L'Obéissante («послушная» — фр.) представляла собой 12-местный «микроавтобус» очень продвинутой конструкции: шарнирное рулевое управление, независимая подвеска всех четырех колес, вторая пара которых была ведущей.

Болле за рулем L'Obéissante, пилотного в серии компактных паромобилей, Амеде Болле. Его жена со сводной сестрой — на втором ряду.

Болле за рулем L'Obéissante, пилотного в серии компактных паромобилей, Амеде Болле. Его жена со сводной сестрой — на втором ряду.

Однако у L'Obéissante имелась интересная особенность. Водитель располагался по центру спереди, а шофер — сзади. Название должности последнего в данном случае переводится с французского буквально — кочегар. Из тендера он подбрасывал уголек в топку двух раздельных задних паровых машин. Перед подъемами водитель по переговорной трубе просил шофера поднять давление в котлах. Максимальная скорость паромобиля достигала 40 км/ч.

С превышением

Болле решил прорекламировать свое детище в столице и для этого заручился письменным разрешением на передвижение у самого министра общественных работ, Эжена Кайо. Тот предписал изобретателю извещать главных инженеров, ответственных за дорожную сеть, минимум за трое суток до прибытия в тот или иной департамент.

«Водительским удостоверением» Амеде Болле служило подписанное министром общественных работ разрешение на перемещение паромобиля по дорогам общего пользования

«Водительским удостоверением» Амеде Болле служило подписанное министром общественных работ разрешение на перемещение паромобиля по дорогам общего пользования

Возможно, механизм межведомственных связей дал осечку, и когда в октябре 1875 года L'Obéissante, преодолев за 18 часов 250 км, добралась из Ле-Мана в Париж, столичная полиция взяла Болле в оборот, составив 75 протоколов за превышение скорости, типичной для конных экипажей.

Идея создания на общей технической базе автомобилей  с разными типами кузовов (La Mancelle на фото и La Nouvelle), как видим, родом еще из XIX века

Идея создания на общей технической базе автомобилей с разными типами кузовов (La Mancelle на фото и La Nouvelle), как видим, родом еще из XIX века

La Nouvelle

La Nouvelle

Оплачивать штрафы изобретателю не пришлось. Прокатившись на паромобиле в качестве пассажира, префект Парижа разрулил ситуацию и позволил L'Obéissante колесить по столичным улицам со скоростью 16 км/ч.

La Rapide разгонялся до феноменальных для 1880-х годов 62 км/ч

La Rapide разгонялся до феноменальных для 1880-х годов 62 км/ч

Воодушевленный Болле через три года представил La Mancelle (гуж — фр.), у которой расположенная спереди паровая машина через трансмиссионный вал с дифференциалом соединялась с задними ведущими колесами. Эта модель, выпущенная тиражом в полсотни экземпляров, стала первым в мире серийным автомобилем, который даже поставлялся на экспорт в Австрию, Великобританию и Германию.

Мощь пара

В 1880 году линейку пополнила версия La Nouvelle с закрытым застекленным кузовом. Годом позже появилась La Rapide, которая в соответствии со своим названием продемонстрировала невероятную скорость, выйдя из минуты на километровой дистанции.

1879 год. Семейство Болле в дорожном поезде La Marie-Anne

1879 год. Семейство Болле в дорожном поезде La Marie-Anne

Впрочем, Болле пробовал свои силы и на другом направлении. В 1879 году был представлен наземный автопоезд La Marie-Anne, у которого ведущими являлись не только задние колеса тягача, но и тендера-полуприцепа. Паровая машина этой сцепки развивала 100 л.с., что позволяло на равнине перевозить грузы до 100 т или в 35 т при наличии 6-процентных подъемов.

Выполненный в 1885 году по заказу маркиза Эрве де Брока 16-местный дилижанс Mail-сoach с 50-сильной паровой машиной стал последним в линейке паромобилей Амеде Болле

Выполненный в 1885 году по заказу маркиза Эрве де Брока 16-местный дилижанс Mail-сoach с 50-сильной паровой машиной стал последним в линейке паромобилей Амеде Болле

Семейство французских паромобилей, вероятно, могло бы расширяться и дальше, но в 1885 году появился тот самый Patent-Motorwagen Карла Бенца с двигателем внутреннего сгорания, и, надо отдать должное Болле, он сделал правильные выводы, переориентировав свое предприятие на выпуск железнодорожных локомотивов.

Автомобильные новости