Автозагар
Правый два на левый один, двадцать, правый три... Со скоростью, кажущейся в этот момент запредельной, мы едем по одному из спецучастков ралли "Ялта". Повороты сменяют один другой и мозг попросту не успевает переваривать этот "шифр" раллийной стенограммы, которую читает сидящий справа коллега. После короткого инструктажа обозначения "стенки" запомнить так и не удалось: вот и сейчас меня ждет "три" направо - это сколько? Вираж на девяносто градусов, на семьдесят или еще меньше? Но думать некогда - поворот я уже "смазал", а через 20 метров будет "левый два"...
Как и в настоящем ралли мы должны пройти этот спецучасток как можно быстрее, но полное непонимание того, как правильно слушать и читать стенограмму, нас сильно тормозит. Да еще и ливень, с которым не справляются "дворники", а дорога просматривается только на несколько метров вперед... Перед приездом сюда метеорологические сайты уверяли, что в середине июня в Крыму температура стабильно держится "далеко за плюс тридцать пять", на небе ни облачка и легкий ветерок. И мы, отправляясь на Украину знакомиться с обновленным родстером Mazda MX-5, так надеялись на "курортный" климат! Ведь, что может быть лучше, чем выбраться из металлических капсул привычных машин и не спеша прокатиться на автомобиле без крыши по идущему вдоль моря шоссе?
Крым поначалу действительно встретил нас ярким солнцем и жарой, но как только мы оказались перед колонной MX-5 в горах неподалеку от Алушты - перед тем самым раллийным допом, как начал накрапывать дождь, который за минуту превратился в сильнейший ливень.
Из-за такой резкой перемены погоды первое знакомство с родстером прошло сверх-быстро - добежать из-под навеса до машины и забраться в салон и сверх-аккуратно, ибо с близлежащих гор на дорогу потекла грязная жижа и посыпались камни, о которые можно было легко порезать покрышки.
Однако, чтобы быстро забраться в Mazda MX-5, нужно обладать определенными навыками - машина очень низкая, и дверной проем при поднятой крыше заканчивается где-то на уровне груди. Но зато внутри чувствуешь себя словно в настоящем спорткаре: глубокая посадка, спортивные сиденья Recaro, которые, к слову, не предлагались для дорестайлингового автомобиля, комбинация приборов со смотрящими строго вниз стрелками и небольшой руль аж с четырьмя клавишами переключения передач: по две кнопки на спицах (каждая из них отвечает за "понижение") и два лепестка за ними (они, соответственно, перещелкивают ступени вверх). Именно наличие шестиступенчатой автоматической коробки передач, которая предлагается в паре со 160-сильным двухлитровым мотором, является одним из основных новшеств для российского рынка.
Остальные доработки не столь существенны: в салоне глянцевую черную накладку на передней панели заменили на темно-серебристую, добавили ручкам климат-контроля блестящие кольца-окантовки, а тахометру - дополнительные деления в красной зоне (правда, только для самого мощного двигателя в версии с "механикой").
Внешний вид родстера привели к "общему знаменателю" с дизайном остальной линейки автомобилей Mazda: немного унылый передний бампер прежней MX-5 заменили на деталь с фирменной "улыбкой" и треугольными площадками противотуманных фар, чуть модернизировали светотехнику и установили новые накладки на пороги кузова.
С одной стороны не так уж и много изменений, но с другой - впечатление о машине они меняют кардинально: угрюмую мордочку заменили на выразительную физиономию и внешность получилась настолько гармоничной, что удивляешься - почему было изначально не сделать МХ-5 именно таким?
Рассмотреть обновленный родстер во всех деталях нам удалось лишь после завершения покатушек по раллийному допу. Выглянуло солнце и асфальт мгновенно высох — идеальная погода, которая продержалась и весь следующий день, когда мы наконец смогли опустить крышу и направиться в сторону столь желанной для заднеприводного автомобиля стихии — горным серпантинам. В этот день предстояло проехать через несколько городов на южном берегу Крыма, подняться на вершину плато Ай-Петри и затем спуститься вниз.
Итак, крышу долой! В компании Mazda всячески подчеркивают, что металлический верх складывается за рекордные 12 секунд, причем не в багажник, а в специальный отсек перед ним. Это означает, что, во-первых, крыша никак не повлияет на объем и так достаточно скромного багажного отсека (150 литров), а, во-вторых, в сложенном состоянии она становится дополнительным усилителем кузова.
Крыша убирается действительно очень быстро, правда, на ходу сложить ее не получится. Нужно остановиться, перевести рычаг КПП в нейтраль или в "паркинг", вручную отсоединить фиксатор крыши от рамки лобового стекла и нажать соответствующую кнопку на центральной консоли. Лишь после этих действий начнется "электрофицированный" 12-секундный процесс складывания. У большинства конкурентов эта процедура хоть и занимает больше времени, но зато не требует от водителя никаких лишний движений, помимо удержания клавиши электропривода.
В городах Крыма, где, как это ни странно, практически нет открытых автомобилей (по крайней мере, за три дня мы не увидели ни одного), обновленный родстер всегда оказывался в центре внимания. На машину смотрели все — от маленьких детей до водителей грузовиков, а мы, делая вид, что не замечаем, как МХ-5 провожают взглядами, спокойно катились по улицам, наслаждаясь солнечной безветренной погодой.
Интерьер
На городских улицах и загородных шоссе двухместная "Мазда" идеальна. Быстрые отклики на газ, вменяемые задержки адаптивного "автомата" при переходе на пониженные передачи, информативное рулевое управление и понятные, предсказуемые реакции автомобиля на любые твои действия. На "автомагистральных" скоростях в салоне родстера, при поднятых стеклах и специальном экране за креслами, безветренно и достаточно тихо.
Но уже на скорости "за 140" в салоне появляются сквозняки и назойливые аэродинамические шумы, и возникает ощущение, что ты едешь гораздо быстрее, чем показывает спидометр. Вдруг замечаешь, что на неровном дорожном покрытии плотная подвеска MX-5 отрабатывает все кочки слишком уж громко и жестко. А ведь еще полчаса назад ты не обращал на это никакого внимания, наслаждаясь положительными "прогулочными" эмоциями, которые вызывает открытый автомобиль.
Где характер обновленного родстера раскрывается полностью - так это на горных серпантинах, превращая MX-5 в настоящий спорткар. Задний привод, идеальная развесовка по осям (50:50), точно настроенный привод педали газа, отличные тормоза и доработанная подвеска — вот он, драйверский кайф!
В конструкции передней подвески родстера изменилось положение шаровых опор, что понизило центр крена (условную точку, вокруг которой происходят поперечные наклоны кузова) на 26 миллиметров. Обычно к этому прибегают для того, чтобы снизить крены автомобиля, однако в "Мазде" решили понизить эту точку, чтобы добиться уменьшения нагрузки на внешние (загруженные) колеса в повороте - в результате, машина не так остро реагирует на неровности в виражах.
Рулится обновленная Mazda MX-5 действительно здорово. Но вот "автомат", который не вызывал никаких нареканий на шоссе и в городе, для серпантинов, как оказалось, не подходит. Переключения "вниз" при ускорении на выходе из поворотов безбожно "тормозили", а "вверх" ступени (вероятно, адаптивная трансмиссия "помнила" размеренное передвижение по магистрали и пыталась некстати экономить топливо) перещелкивались в самое неподходящее время.
Ручной режим коробки передач, который можно задействовать без перевода селектора в положение "М", ситуацию принципиально не меняет. Во-первых, "автомат" на родстере "нечестный" - он самопроизвольно переключается на повышенную передачу при достижении максимальных оборотов, а во-вторых, четыре клавиши для управления КПП — это все-таки "перебор".
Думаю, что на Mazda MX-5 с тем же двухлитровым мотором и шестиступенчатой механической коробкой передач от езды по узкому и скользкому серпантину Ай-Петри мы бы получили гораздо больше удовольствия. У такого автомобиля, в отличие от его "автоматического" собрата, есть еще и самоблокирующийся дифференциал на задней оси, до "сотни" он разгоняется на секунду быстрее (7,9 секунды), а максимальная скорость у него на 24 километра в час выше (218 километров в час).
Прокатиться на обновленном родстере с "механикой" не удалось, но и по "автоматической" MX-5 стало понятно, что обновление, к счастью, не испортило характер автомобиля - он остался очень живым, послушным и понятным, на котором приятно ездить и быстро, и медленно. Японский родстер стал ярче и моднее, не превратившись при этом в чисто дамский аксессуар или солярий на колесах.
И, видимо, неспроста вся квота родстеров MX-5, предназначенных для российского рынка на текущий год, уже выбрана. Но заказать свою "Мазду" все еще можно!
Scriptipo: Ефим Репин.