Бензиновый двигатель сильнее дизельного провоцирует кислотные дожди

Ученые обнаружили, что выхлопы от бензинового двигателя в четыре раза сильнее провоцируют образование в воздухе агрессивных химических соединений, вызывающих кислотные дожди, чем продукты сгорания дизельного топлива, сообщает РИА Новости Экология со ссылкой на пресс-службу Американского геофизического союза (AGU).

Кислотные дожди, смог и подобные им локальные экологические катастрофы происходят из-за высокой концентрации вторичных органических загрязнителей (ВОЗ) в приземном слое атмосферы. Эти агрессивные вещества образуются в результате химических реакций, когда антропогенные выбросы взаимодействуют с атмосферными газами и друг с другом под воздействием солнечной радиации. Считается, что существует три основных источника ВОЗ: бензиновые выхлопы, продукты сгорания дизельного топлива, а также некоторые продукты жизнедеятельности растений.

Ученые из Объединенного института исследований окружающей среды (Cooperative Institute for Research in Environmental Sciences — CIRES) и Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) поставили целью «разделить» эти источники, определив их вклад в загрязнение воздуха.

Исследование показало, что доля бензиновых выхлопов в формировании вторичных загрязнителей примерно в четыре раза больше, чем вклад продуктов сгорания дизельного топлива.

«Доля дизельных выхлопов ничтожна, ею практически можно пренебречь... По максимальным оценкам она составляет около 20%», — сказал руководитель исследования Ройя Барейни (Roya Bahreini), чьи слова приводятся в сообщении. Исследование было проведено в Лос-Анджелесе (США), который, по мнению ученых, оказался идеальной площадкой для подобной работы. По словам Барейни, географическое положение города делает систему циркуляции воздуха над ним практически изолированной от внешних воздушных потоков. С севера и востока агломерация окружена горами, а с запада — ограничена Тихим океаном.

Ученые совершили три полета над городом в течение рабочей недели и в выходные, с помощью приборов измерив степень и структуру загрязнения воздуха. При этом специалисты учли различия в составе транспортного потока в будни и выходные: количество легковых машин, работающих на бензине, примерно совпадало по дням недели, однако грузовые автомобили с дизельными двигателями в выходные почти не использовались.

«Исследования дали неожиданный результат, противоположный нашим ожиданиям», — сказал Барейни.

Вторичные загрязнители представляют главную опасность для окружающей среды и здоровья человека. Наиболее распространенные из них — озон, серная кислота, формальдегид и пероксоацетилнитрат (ПАН). У людей постоянное воздействие этих веществ даже в микродозах вызывает аллергические реакции, астму, хронические бронхиты, а также рак и эмфизему легких.

Исследование будет опубликовано в журнале AGU Geophysical Research Letters.