Журнал
01 декабря 2021 в 19:52
6 мин.

Без «Большого брата»: современная бронетехника бывшего соцлагеря

Лучшие военные машины соседних стран.
После распада СССР в 1991 году многие страны «народной демократии» и экс-советские республики перестали покупать бронетехнику советской разработки. Кто-то из них переключился на технику стран НАТО, а кто-то начал её разрабатывать самостоятельно.

Югославия

Как и Советский Союз, социалистическая Югославия прекратила своё существование, распавшись на несколько независимых государств. Серьёзным научно-промышленным потенциалом из новообразованных стран обладала Сербия, которая решила заменить бронетехнику советской разработки на собственную. В нулевые годы Белградский Военно-технический институт при поддержке компании Jugoimport разработал бронетранспортер Lazar, который дорабатывался весьма продолжительное время.

Lazar

Lazar

По теме

Бронемашина первого поколения – Lazar I – появилась в 2008 году. Она весила 16,3 тонны, оснащалась турбодизелем мощностью 440 л.с., имела запас хода 600 км и могла разгоняться на шоссе до 80 км/ч. Экипаж состоял из трех человек, в десантном отделении размещалось десять солдат. Сербские инженеры изначально уделили повышенное внимание противоминной защите, снабдив бронетранспортер V-образным днищем, что позволяло ему без фатальных повреждений выдерживать взрывы противопехотных мин и гранат.

Правда, корпус бронетранспортера защищал лишь от обстрела бронебойными пулями калибра 7,62 мм, что повлекло разработку более совершенных модификаций Lazar II и III. В результате всех доработок масса БТР достигла 28 тонн, 440-сильный дизель заменили на 500-сильный, максимальная скорость увеличилась на 20 км/ч, запас хода вырос до 800 км, передняя часть машины стала выдерживать обстрел бронебойными пулями калибра 12,7 мм. Кроме того, сейчас на бронетранспортер могут устанавливаться российские боевые модули с 30 мм автоматическими пушками и ПТУР. Lazar стал первым сербским бронетранспортером, поставлявшимся в другие страны: помимо сербской армии Lazar также стоит на вооружении армии Туркменистана.

Чехия и Словакия

Несмотря на раздел Чехословакии на два независимых государства, нередко Чехия и Словакия кооперируются для создания различной техники. Чешская компания Zetor, известная своими тракторами, и её словацкий филиал Zetor Engineering разработали в 2018 году бронеавтомобиль Zetor Gerlach 4x4, который должен заменить устаревшие бронеавтомобили массой до 13 тонн в словацких силовых структурах, включая армию.

Zetor Gerlach 4x4

Zetor Gerlach 4x4

По теме

Экипаж машины состоит из двух человек, кроме того она может перевозить еще до четырех человек и брать на борт грузы массой до 1,5 тонны при собственном весе 12 тонн. Под капотом установлен 326-сильный турбодизель, с которым на пару трудится шестиступенчатая автоматическая КПП. Дальность хода составляет 800 километров, максимальная скорость на шоссе – 110 км/ч. Экипаж защищен стальной броней от обстрела бронебойными пулями калибра 7,62 мм, на хорошем уровне находится и противоминная защита.

Машина способна преодолевать брод глубиной до 1,2 метра и препятствия высотой до полуметра. На крыше может монтироваться модуль с 7,62 мм или 12,7 мм пулеметами. Без вооружения и дополнительного оснащения цена Zetor Gerlach не превысит 400 тысяч евро, что делает словацкую бронемашину весьма интересным предложением на рынке. Серийное производство машины компания Zetor Engineering планирует начать в 2022 году и, по предварительным данным, Словакия намерена приобрести более 400 бронемашин, которые также будут предлагаться другим странам.

Польша

Похожий бронеавтомобиль под названием Zubr был разработан в 2011 году польской фирмой AMZ-Kutno. Машина построена на агрегатной базе полноприводного грузовика IVECO Eurocargo выпускаемого в Польше и унаследовала от него шасси и 275-сильный дизель с шестиступенчатой механической КПП. Сварной бронекузов выдерживает обстрел из 12,7 мм пулемета и подрыв восьмикилограммового взрывного устройства, причем поляки заявляют, что учли опыт пребываниях польского воинского контингента в Ираке и Афганистане и сделали один из самых защищенных бронеавтомобилей в мире.

AMZ-Kutno Zubr

AMZ-Kutno Zubr

Машина массой 14 тонн может брать на борт до 10 человек, разгоняется до 100 км/ч, имеет клиренс 700 мм и дальность хода 600 километров. На Zubr могут устанавливаться разные модули с 7,62 мм и 12,7 мм пулеметами или с 30 мм автоматическим гранатометом. На базе бронеавтомобиля разработана самоходная зенитно-ракетная установка Poprad, машина радиолокационной разведки и командирский бронеавтомобиль. Несмотря на то, что Zubr активно продвигается на внешние рынки, особого интереса со стороны иностранных заказчиков не наблюдается и бронеавтомобиль пока остается только на вооружении польской армии.

Украина

Украине в наследство от СССР досталась развитая промышленность, включая «оборонку». Чего только стоит один Харьковский завод транспортного машиностроения, на котором ещё до войны был освоен выпуск легендарного танка Т-34 и дизеля-долгожителя В-2. Именно этот завод в начале нулевых годов разработал первый украинский бронетранспортер БТР-4, который кардинально отличался от советских БТР-60/70/80.

Впервые на постсоветском пространстве была создана и запущена в серию бронемашина которая больше соответствовала стандартам НАТО, нежели советским. В отличие от советских колесных БТР 8х8, десант высаживался из машины не через боковые и верхние люки, а через заднюю дверь. Была проведена работа по повышению противоминной стойкости и защищенности бронетранспортера, кроме того, применен боевой модуль с 30 мм автоматической пушкой, что сразу сделало БТР-4 одним из самых сильно вооруженных БТР в мире.

БТР-4

БТР-4

По теме

Несмотря на массу в 22 тонны украинский бронетранспортер может плавать со скоростью 10 км/ч, максимальная скорость на шоссе – 110 км/ч, дальность хода – 690 километров, мощность дизельного двигателя – 500 л.с. Броня защищает экипаж и десант от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, но улучшить защищенность можно с помощью навесной брони. На базе БТР-4 были разработаны командно-штабная, медицинская и ремонтно-эвакуационные машины, кроме того, конструкция бронетранспортера позволяет устанавливать на него различные боевые модули с крупнокалиберными пулеметами, автоматическими пушками и ПТУР.

Несмотря на то, что БТР-4 выгодно отличался от бронетранспортеров советской разработки более совершенной конструкцией, он не отличался такой же надежностью. Что стало причиной международного скандала, после того как партия отправленных в Ирак машин продемонстрировала множество недостатков и недоработок. В частности, в бронекорпусах были обнаружены трещины, имелись проблемы с работой электрооборудования и тд. В настоящее время БТР-4 стоит на вооружении украинской армии, а также армии Ирака и Нигерии. Несмотря на цену в полтора миллиона долларов, что значительно меньше цены колесных бронетранспортеров 8х8 западноевропейского и американского производства, о новых желающих приобрести БТР-4 пока не слышно. В отличие от большинства бронетехники, разработанной в экс-соцстранах и бывших республиках СССР, которые в боях пока не участвовали, украинскому бронетранспортеру довелось «понюхать пороха» – он принимал активное участие в боевых действиях в Ираке и на юго-востоке Украины.

Беларусь

С распадом СССР началась разработка собственной бронетехники и в Беларуси. В 2015 году был представлен разведывательно-дозорный бронеавтомобиль «Кайман», который способен выполнять функции легкого бронетранспортера. Машина может перевозить шесть человек, весит 7 тонн, оснащается дизелем Минского моторного завода мощностью 170 л.с., максимальная скорость на шоссе – 110 км/ч, на плаву – 8 км/ч, дальность хода 1000 километров.

Кайман

Кайман

Как и положено современному бронеавтомобилю, «Кайман» имеет неплохую противоминную защиту, а броня защищает экипаж от пуль калибра 7,62 мм. Сам «Кайман» может вооружаться пулеметами калибра 7,62 мм, 12,7 мм и 30 мм автоматическим гранатометом, а недавно белорусские оборонщики разработали боевой модуль с 30 мм автоматической пушкой, что выгодно отличает «Кайман» от других бронеавтомобилей, которые такого мощного вооружения не имеют. К несомненным плюсам «Каймана» стоит отнести высокую степень импротозамещенности, что позволяет Беларуси выпускать эту машину без оглядки на «партнеров», да и цена на бронеавтомобиль благодаря этому держится в разумных пределах.

«Кайман» является идейным наследником знаменитой советской разведывательной машины БРДМ-2, которую превосходит по многим показателям, но только не популярности. Если БРДМ-2 экспортировалась в десятки стран мира и до сих пор принимает активное участие во многих вооруженных конфликтах, то «Кайман» в небольшом количестве приобрела только сама Беларусь и Кот д'Ивуар, причем в последней стране машина используется не армией, а жандармерией.

Новости партнеров

Новости партнеров