Опубликовано 07 июня 2021, 18:01
4 мин.

Что новый законопроект МВД простым водителям готовит

Формулировки изменились, но суть осталась прежней
МВД опубликовало текст приказа под названием «Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения». Документ содержит ряд любопытных моментов, о которых должен знать каждый российский водитель. Именно этим законом после его окончательного утверждения будут руководствоваться инспекторы при взаимодействии с простыми автомобилистами.
Depositphotos

Quto ознакомился с проектом закона, размещённым на сайте regulation.gov.ru. Документ будет находиться на этапе общественного обсуждения до 18 июня 2021 года и придёт на смену приказу МВД №664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» от 2017 года. В ведомстве уточнили, что проект приказа создавался как с учётом предложений региональных подразделений ГИБДД, так и с «учётом анализа проблемных вопросов, возникающих при осуществлении надзора». Остановимся на самых важных и резонансных для российских граждан пунктах.

Когда инспекторы могут останавливать транспорт

В соответствии с текстом приказа, останавливать транспортные средства граждан можно будет во всех перечисленных ниже случаях. А именно:

  • при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения (ориентировка, информация от дежурного, других нарядов и участников дорожного движения);

  • наличии данных об использовании транспортного средства в противоправных целях и при основании полагать, что оно находится в розыске;

  • необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

  • для привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

  • для привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

  • при необходимости использования транспортного средства;

  • для временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;

  • для обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

  • для оказания содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;

  • при проведении мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий (на основании распорядительных актов);

  • при возникновении угрозы безопасности дорожного движения, создаваемой неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;

  • при необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;

  • при необходимости проверки документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске.

Что новый законопроект МВД простым водителям готовит

© Depositphotos

Нетрудно заметить, что существенных изменений в данной области не произошло - часть формулировок подверглась коррекции. Важно, что инспекторам разрешено останавливать транспортные средства в случае фиксации фактов правонарушений с помощью приборов, а также на основании сведений автоматизированных информационных систем и интегрированных банков данных органов внутренних дел.

Поломки, при которых водитель обязан прекратить движение

В новом законе перечислены поломки, при выявлении которых инспектор обязан отстранить от участия в дорожном движении неисправный транспорт. За неподчинение, в соответствии со ст. 19.3 КоАП «Неповиновение требованию сотрудника полиции», водителям по-прежнему грузит административный арест сроком на 15 суток.

Прекращать движение водители будут обязаны при следующих поломках:

  • неисправность тормозной системы;

  • поломка рулевого управления;

  • неработоспособность водительского стеклоочистителя в дождь или снег;

  • неработоспособность фар в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости;

  • неработоспособность сцепления.

При выявлении поломок дальнейшее движение транспортного средства запрещается до устранения неисправности либо изменения погодных условий (фары, стеклоочистители). Формулировка звучит следующим образом: «сотрудник вправе потребовать от водителя прекратить движение транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий».

Скрытый надзор и засады в кустах

В новом документе официально легализуется так называемый скрытый надзор за нарушителями – с помощью инспекторов в штатском, на автомобилях без цветографической раскраски. Важно, что такие лица смогут лишь фиксировать нарушения и передавать информацию своим коллегам с целью дальнейшей остановки транспортного средства и составления протокола.

Что новый законопроект МВД простым водителям готовит

© Depositphotos

Скрытый патруль может, в частности, фиксировать факт разговора по телефону за рулём, опасное вождение, выезд на полосу встречного движения, превышение скорости и многое другое. Транспортные средства скрытых инспекторов обязаны находиться на балансе ведомства. Охотиться на незаконопослушных граждан на личных авто стражи правопорядка разрешения не получили.

Некоторые СМИ поспешили объявить о запрете ловли нарушителей с помощью засад из кустов. В действительности данный запрет в документе чётко не прописан. С одной стороны, «при надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы патрульный автомобиль или сотрудник был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения», с другой, «на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Словом, в действительности никакой революции, как минимум, не случилось.

Автомобильные новости