Что такое свобода?
Для свободолюбивого "американца" мы планировали подобрать веселую компанию из четырех "японцев": Honda CR-V с новым бензиновым мотором объемом 2,4 л, Mitsubishi Outlander 2.4, Nissan X-Trail 2.5 и Toyota RAV4 с двигателем 2,4 л. Однако с Outlander в последний момент вышла накладка. За день до теста оказалось, что машина пострадала в ДТП. Аналогичной замены найти, увы, не удалось. А ведь не хочется лишаться автомобиля, который не раз становился победителем наших сравнительных тестов. Но незаменимых, как известно, не бывает, и мы остановили свой выбор на Peugeot 4007. Ведь этот автомобиль, как и Citroen C-Crosser, - практически двойник Mitsubishi Outlander: и построены они на одной платформе, и имеют почти одинаковую техническую начинку. К тому же выпускаются все эти три модели на мощностях завода Mitsubishi Motors, а различия у них сугубо внешние, да и то лишь в дизайне передка. Так что, если забыть о хромированных шильдиках в виде льва на кузове и ступице руля, то Peugeot 4007 можно считать чистокровным "японцем".
Что касается внешности японо-французского Peugeot 4007, то она, как говорится, на любителя. Про корму, пожалуй, и упоминать не стоит - вылитый Mitsubishi Outlander, но спереди все в фирменном французском стиле последних лет. Говорите, похоже на кошачью мордочку? Странная какая-то кошка получилась: морда вытянутая, на капот сверху на уровне глаз-фар нахлобучен нос (он же шильдик), а пасть… Огромная фальшрадиаторная решетка, переходящая в бампер, с частоколом мелких вертикальных хромированных деталей скорее напоминает разверстую пасть кита, поглощающего планктон…
Jeep Liberty - полная противоположность японо-французскому льву. Тут уж не до гламура: брутальный кузов, словно рубленный топором, нарочито резко выраженные колесные арки, узенькие окошки - настоящий боец. Такой дизайн, плюс болотный цвет нашего испытуемого вызывают милитаристские ассоциации.
То ли дело Honda CR-V! Пусть ее внешность порядком примелькалась, но все равно заслуживает высокой оценки. Из всей тестовой пятерки Honda CR-V обладает, пожалуй, самым динамичным спортивным дизайном.
Экстерьер дамского угодника Toyota RAV4 тоже уже не в диковинку. Вроде бы с пропорциями автомобиля все ладно, но вот какой-то изюминки не хватает. Округлый кузов не вызывает практически никаких эмоций, с такой внешностью легко затеряться в потоке тысяч похожих автомобилей.
Наш пятый испытуемый, Nissan X-Trail, порядком изменился, но все равно стилистически перекликается с предшественником. Внешние трансформации, наподобие непонятно для чего сделанных выштамповок на крышке багажника или нарочито вытянутых по вертикали фар, вряд ли пошли на пользу его экстерьеру.
Интерьер X-Trail, безусловно, стал лучше. Щиток приборов перекочевал с центра передней панели на традиционное место (непосредственно перед водителем), показания на кругляшах приборов отлично читаются, хотя красноватое свечение маршрутного компьютера порой просто давит на глаза. Стоит отметить, что в новом Nissan X-Trail заметно улучшилось и качество отделочных материалов. На смену грубому и гулкому пластику пришел вполне презентабельный на вид и приятный на ощупь полиуретан. Да и подгонка деталей стала на голову выше, чем у предшественника. Нет проблем и с кнопками и рукоятками управления различными функциями, все находится на своих местах. И сиденья стали намного лучше: хоть они и не отличаются выраженным профилем, но зато вполне комфортны и удобны.
Пересесть из Nissan X-Trail на сиденье Jeep Liberty - все равно что покинуть уютное кресло и водрузиться на плоскую табуретку. К тому же потолок в салоне "американца" явно не для высоких людей. Человеку с ростом под 190 см уже катастрофически не хватает пространства над головой. Качество отделочных материалов, что, собственно, традиционно для американских автомобилей, никак не выдерживает конкуренции с соперниками по тесту. Пластик гулок и скрипуч, а безликий дизайн передней панели и вовсе наводит уныние. Не понравились и шкалы приборов Liberty. Тусклая неприятная подсветка, мелкая оцифровка, да к тому же спидометр с дублирующими показаниями в милях слишком уж перегружен. Пожалуй, единственное, что более-менее понравилось в салоне "американца", так это кругляши управления микроклиматом и стереосистемой. Они хоть и выглядят, как на машине десятилетней давности, зато удобны и функциональны. Словом, не запутаешься.
Салон Toyota RAV4 вызывает только приятные ассоциации. Стильный дизайн передней панели, ладная баранка, яркие, легко читаемые оптитронные приборы, неплохой пластик отделки - что, собственно, еще надо? Понравились и сиденья с хорошим профилем и множеством регулировок. Их можно было бы признать эталоном в нашем тесте, если бы не кресла Honda CR-V, которые по сравнению с сиденьями конкурентов по тесту выше всяких похвал. Здесь устраивает буквально все: и профиль, и геометрия посадки, и диапазон регулировок. Довольно стильно выглядит и передняя панель, а пухлый трехспицевый руль, пожалуй, самый удобный в тестовой пятерке.
А что Peugeot 4007? Если бы не лев на ступице руля, то полное впечатление, что находишься в салоне Mitsubishi Outlander. Здесь все так же: и дизайн передней панели, и приборы, и рукоятки, и кнопки управления. В целом интерьер вполне симпатичный, можно похвалить и отменную эргономику. Кроме того, Peugeot 4007 имеет, в отличие от конкурентов, еще один плюс: третий ряд сидений. Правда, поместиться на них смогут разве что дети.
Теперь о запасе пространства салонов наших испытуемых. Хуже всего дела обстоят у Jeep Liberty. Если на передних сиденьях еще ничего, то комфортно расположиться на плоском заднем диване очень даже непросто, да и места для ног немного, колени упираются в спинку переднего сиденья.
Toyota, напротив, очень гостеприимна для пассажиров. Места сзади предостаточно, а удобный задний диванчик можно перемещать и по длине. Менее комфортно заднее сиденье у Nissan X-Trail, да и свободного пространства для коленей здесь чуть меньше, чем у Toyota. Не может обеспечить должный комфорт для пассажиров второго ряда и Honda CR-V. Задним седокам будет еще теснее, чем в Nissan X-Trail. То же можно сказать и о Peugeot 4007. Спереди все ладно, сзади тесновато.
Самое вместительное багажное отделение имеет Nissan X-Trail. К тому же под ровным полом багажника скрываются два дополнительных отсека для мелких вещей. Единственное, к чему можно придраться, так это к трансформации задних сидений. На раз-два сложить их не удастся - снимай подголовники, вручную складывай спинки… довольно муторно. То ли дело Toyota RAV4! Здесь сиденья автоматически сложатся за считанные секунды. У Jeep Liberty тоже все в порядке с трансформацией сидений. Даже переднее пассажирское легко раскладывается, образуя ровную поверхность. Но узкий проем багажника и пластиковые приливы на стенках кузова мешают погрузить габаритную поклажу. Узкий проем багажника - минус и остальных двух конкурентов по тесту, Honda CR-V и Peugeot 4007. Последний, однако, может похвастать откидывающейся нижней створкой багажника, позволяющей уменьшить погрузочную высоту.
Теперь устроим для наших кроссоверов кросс. Самой быстрой в тестовой пятерке оказалась Honda CR-V. Новый 2,4-литровый бензиновый мотор, с которого японцы сняли 166 "лошадок", и неплохой пятиступенчатый "автомат" наделяют автомобиль отменными динамическими качествами. Со старта Honda "уходит" первой, да так резво, что догнать ее остальным уже не удается.
Завидную динамику продемонстрировал и Peugeot 4007. Его 170-сильный бензиновый мотор объемом 2,4 л и вариатор с возможностью выбора одной из шести фиксированных передач - очень неплохой тандем.
Двигатель Nissan X-Trail имеет чуть больший объем по сравнению с конкурентами по тесту - 2,5 л, и выдает он 169 л. с. Но вот задумчивый отклик на нажатие педали газа не позволяет получить от автомобиля все, что ты хочешь: жмешь и ждешь мгновенной отдачи, а ее и нет. Впрочем, после раздумий Nissan "выстреливает" очень даже прилично. Но время уже ушло.
На равных с Nissan X-Trail держится и Toyota RAV4. Правда, повадки у них все-таки разные. На газ Toyota отзывается охотно, но скорость набирает очень плавно. Понравилась работа его четырехступенчатого "автомата", быстро и без рывков направляющего энергию 170 "лошадок" 2,4-литрового мотора в нужное русло.
А вот динамика Jeep Liberty оставляет желать лучшего. Куда при разгоне разбегаются 172 "лошади" его силового агрегата? Вроде бы уже и педаль акселератора давно "в полу", и вариатор с мотором выдают истошную звуковую какофонию, а Jeep тащится, словно к нему на "галстуке" прицепили "Газель". В городском режиме Jeep Liberty со светофора легко "уделывают" даже старенькие "Жигули". Где же любовь к свободе, так громко продекларированная в названии?
Торможение на Liberty у впечатлительных людей может вызвать истерику. Совершенно неинформативная педаль тормоза не дает адекватно почувствовать процесс замедления, причем проваливается она так глубоко, что кажется, будто "накрылся" тормозной цилиндр, а нервно стучащая по ступне АBS только добавляет тревоги.
Другое дело Toyota RAV4 - она лучше всех справляется с торможением. Здесь и информативная педаль тормоза, и корректно вступающая в дело АBS. Чуть не дотягивают до RAV4 по эффективности торможения и информативности педалей Nissan X-Trail и Peugeot 4007. В Honda CR-V педаль тормоза вполне информативна, но вот АBS вступает в действие, пожалуй, слишком рано.
Зато Honda CR-V полностью послушна и понятна в управлении - отличная обратная связь и реактивное усилие на удобном бублике руля, минимальные крены в поворотах и отменная курсовая устойчивость. Просто здорово! Даже в крутых виражах машина на удивление предсказуема: система стабилизации очень вовремя вступает в действие, мгновенно гася хоть снос, хоть занос и практически не требуя от водителя корректирующих действий.
Похожее поведение демонстрируют Peugeot 4007 и Toyota RAV4. Оба автомобиля вполне послушны в управлении и не досаждают большими кренами. Разница лишь в том, что Toyota выполняет все более мягко, чем Peugeot, а система стабилизации VSC справляется со своей ролью просто превосходно. Peugeot 4007 более жесткий в управлении, резче реагирует на подруливание и требует от водителя гораздо большего участия. Впрочем, именно такое поведение должно понравиться любителям активной езды, не случайно же на рулевой колонке предусмотрены лепестки ручного переключения передач.
Полная противоположность первым трем - Jeep Liberty и Nissan X-Trail. Активная езда явно не их конек. В поворот оба автомобиля входят очень неохотно, с большими кренами кузова. Слетев с дуги, X-Trail вначале скользит передней осью наружу, потом уходит в занос, который, правда, легко корректируется рулем. Система же стабилизации вступает в действие довольно поздно и одергивает автомобиль, когда водитель уже начнет предпринимать восстанавливающие действия. Jeep Liberty откровенно "заваливает" кузов в поворотах и со сносом обеих осей уходит с дуги наружу. Реактивного усилия и обратной связи на баранке минимум. Хорошо хоть, частично спасает "электронный ошейник" ESP, моментально и довольно эффективно вступающий в действие.
Лучшая плавность хода в нашем тесте у Honda CR-V. Сбалансированная и энергоемкая подвеска не досаждает седокам на дорогах с разным типом покрытия, будь то асфальт или проселочная дорога. Подвеска Honda почти незаметно проглатывает большинство выбоин и стыков, да и особого шума в салоне от нее нет.
Подвеска Toyota RAV4 на ровном асфальте кажется почти превосходной. Но если под колесами небольшие выбоины или хотя бы россыпи камешков, подвеска среагирует на них моментально, что сразу же почувствуют и пассажиры. Подвеска Peugeot 4007 тихая, но довольно жесткая, даже мелкие неровности прямиком передаются на кузов. Что ж, за хорошую управляемость нужно расплачиваться.
И, напротив, совсем непривередливы к типу покрытия Jeep Liberty и Nissan X-Trail. Подвески обоих автомобилей отлично справляются с большинством дорожных неровностей, не так подробно информируя седоков о профиле дороги. Посетовать можно разве что на заметную вертикальную и поперечную раскачку кузова.
А как поведет себя новоиспеченный "американец" на бездорожье? Сохранил ли он в себе те семейные гены, которыми так славится Grand Chеrokee? По грязи Liberty идет вполне уверенно, но попадись на пути канавы и буераки, как сразу становится ясен основной внедорожный минус автомобиля - неважная геометрическая проходимость. Небольшой клиренс, большие свесы спереди и сзади мешают ему преодолевать крупные неровности. Того гляди, цепанешь бампером или вовсе сядешь "на пузо". Да и хода подвески показались недостаточными даже для кроссовера.
Лучше же всех ведет себя на бездорожье Nissan X-Trail. Здесь и хорошая геометрическая проходимость, и большие ходы подвески, и возможность жестко заблокировать межосевую муфту. Словом, на приличном бездорожье автомобиль чувствует себя "в своей тарелке". Три конкурента - Honda CR-V, Peugeot 4007 и Toyota RAV4 - давно уже завязнут там, где Nissan еще будет уверенно штурмовать косогоры или песчаные склоны. Впрочем, не их это дело - по грязи ползать, у них все-таки несколько иное предназначение.
Так что мы имеем в итоге? Главной загадкой для нас было то, как поведет себя новичок Jeep Liberty в такой серьезной компании. Честно говоря, результат обескуражил. Почти по всем показателям Jeep Liberty значительно уступает четырем своим соперникам. Чем же тогда примечателен этот автомобиль? Разве что меньшей по сравнению с конкурентами ценой. Но все-таки непонятно, что же тогда свобода?