Грани Cabrio
В этом есть что-то трогательно старомодное: с брелока крышу не сложить. Надо вставить ключ в скважину замка двери, повернуть его, и через 28 секунд трехслойный верх полностью откроет золотому итальянскому солнцу кабриолет Maserati GranCabrio. Берешься за ручку — а в ней два «курка». Один — кнопка современного электрического замка, а второй — обычный механический, на случай, если сядет батарея. Немцы себе такого не позволили бы. А итальянцы — легко!
Купе Maserati GranTurismo — почти пять метров от носа до хвоста. Так что кабриолет GranCabrio на его базе — вообще самый длинный крупносерийный автомобиль без жесткой крыши! Кабриолеты BMW шестой серии и Bentley Continental GT короче на восемь сантиметров, а Jaguar XK — на все десять.
Поэтому на заднее сиденье я сажусь с удовольствием. Минувшим днем китайская журналистка, «засмотревшись на Италию», разбила одну из тестовых машин — и теперь ездить нам придется втроем.
Сзади не просторнее, чем в открытом Audi A5, но, чуть касаясь головой потолка, а коленями — спинки переднего сиденья, вполне можно проехать пару сотен километров. Здесь четыре «честных» места!
Однако для инженеров это вызов: столь большой открытый кузов обречен «играть» на неровностях, как бумажный кораблик. Конечно, в дело идут сверхпрочные стали, усилители, раскосы, но в итоге, например, «шестерка» BMW с потерей крыши приобрела 200 лишних килограммов! А купе GranTurismo еще до кабриолетной ипостаси весило почти две тонны — 1880 кг.
На помощь пришла Формула-1.
Нет, у GranCabrio не появился композитный монокок, и даже тормоза — самые обычные, чугунные. Но технический директор Maserati Пауль Фикерс работал в команде Stewart F1, а тест-драйвер Иван Капелли провел в Формуле-1 восемь лет. И пусть особых успехов они не добились, но вынесли из спорта главное: образ мыслей.
Вместо частокола растяжек, привычного для кабриолетов, под днищем GranCabrio — всего две пары V-образно расположенных балок, и еще одна «замыкает» на моторный щит верхние опоры передних пружин. А средняя секция кузова сделана практически заново: здесь не просто усиленные, а более широкие пороги и поперечины, иные марки стали. Жесткость «голого» кузова на кручение — 13000 Нм/град, что для почти пятиметрового кабриолета тянет на рекорд. Согласно замерам итальянцев, у кузова открытой «шестерки» BMW частота собственных крутильных колебаний — 25 герц, а у GranCabrio она на 2,2 герца выше, что сулит «собранность» на дороге.
А главное — версия без жесткой крыши всего на 100 кг тяжелее. Причем Капелли уверяет, что дополнительные килограммы... пошли на пользу. Основной «довесок» сконцентрирован на уровне пола — там, где в Формуле-1 крепят балласт. Тканевая трехслойная крыша легче стальной, и хотя вместе с механизмом немецкой фирмы Edscha она весит 65 кг, все электро- и гидроприводы тоже смонтированы низко. В итоге центр тяжести опущен, а развесовка осталась прежней, почти половинной: 49/51 в пользу задних колес при поднятом верхе и 48/52 — при опущенном.
Мотор для кабриолета — самый мощный из двух, 440-сильная «восьмерка» 4.7 от купе GranTurismo S. Коробка передач — только «автомат» ZF. От роботизированной «механики» на Maserati отказываются: при обычной дорожной езде сцепление бесславно «горит» в городских пробках.
Но трогаюсь на римской улочке — и недоумеваю. Где ультимативный спорт, где море удовольствия за 177500 евро? Большая баранка не «острее», чем на Фокусе, от одной боковой поддержки до другой телу скользить половину поворота... И тяжесть. Тяжесть во всем: руль не свернуть, тормоз не продавить. Жмешь газ — и первую треть хода педали отстаешь от потока «фиатиков».
Жизнь начинается дальше. Стоит продавить акселератор в пол — и педаль словно ломает запретную ампулу, и по мультиплексным сосудам бортовых систем разливается кайф. Утробных басов в звуке выхлопа немного, пульсируют средние частоты, но голос — тверже сплава выпускных клапанов, разгон что со 100 км/ч, что со 140 км/ч — как с места.
А после 150 км/ч GranCabrio крепнет и окончательно легчает. На шоссе или на гоночной трассе руль безупречен по реактивному действию, а педаль тормоза по-формульному жестка и точна. На GranCabrio впервые для Maserati появился «дотормаживатель» Break Assist, но без повода в дело он не вмешивается. А о том, что над нами — тканевый верх, напоминает лишь говорок ветра из задних углов крыши.
Огромными 20-дюймовыми покрышками от GranTurismo S кабриолет вгрызается в любой поворот, а понять, где же предел, получится разве что в Монце или Имоле. Но в обещанные Иваном Капелли поперечные ускорения «больше 1 g» верю.
При этом ход плавный — на волнах амортизаторы Skyhook даже допускают намек на раскачку. Не трясет и в режиме Sport — просто «точки комфорта» в виде баранки и пола начинают откликаться на любую дорожную «мелочь». Подрагивают внутреннее зеркало и рамка лобового стекла. Но я помню открытый Porsche 911 Turbo и новый Audi A5 Cabrio — машины почти на полметра более короткие, но едва ли более жесткие.
А теперь... Прикурим? Нет-нет, я не курю. Но чтобы сложить верх, сначала придется открыть крышку прикуривателя, потому что клавиша управления гидроприводом упрятана под ней! Еще одна из тех мелочей, которые никогда не позволили бы себе немцы.
Сама крыша складывается за 20 секунд, еще восемь занимает опускание-подъем четырех боковых стекол. При этом можно ехать — механизм работает до скорости 30 км/ч.
Мы едем. И разницы почти не замечаем. Без верха чуть больше дорожных вибраций, чуть заметнее «джига» рулевой колонки, на толику слабее «ноль» на руле. А отклики пусть и становятся спокойнее, но остаются слитными и однозначными. Браво, Фикерс и Капелли!
Уверен, что эти люди сами проверяли максимальную скорость с опущенной крышей — 274 км/ч против 283 км/ч с поднятой. Я же, когда сидел сзади, взмолил коллег о пощаде уже на 150 км/ч — от ветра не спасал даже зимний капюшон. Причем задним пассажирам начинает дуть уже на «городских» 50—60 км/ч. Так что вчетвером без крыши — только медленно и гордо. А вдвоем можно и быстро: даже без ветрового экрана поток стелется поверху, по макушке, не образуя вихрей у груди.
Кстати, отсек для крыши увеличивает жесткость кузова, но в купе на этом же месте за спинками задних сидений был бензобак, а в Cabrio его перенесли под пол багажника, емкость которого уменьшилась до смешных 173 литров. Зато за доплату — фирменные сумки-аксессуары из дорогой кожи с кронштейнами для крепления на задних сиденьях.
Маркетологи Maserati целились, конечно, в Америку. В докризисном 2008 году в США уходило до 40% всех Maserati, по 2500 машин в год (второе место занимала сама Италия). Но прошлый год перевернул многое — продажи по миру упали на 38%, и лишь каждый четвертый Maserati отправился за океан. Возможно, GranCabrio вернет Америку итальянцам, но пока надежда на Азию — ее доля в продажах машин с трезубцем растет и уже достигает 20%.
У нас спрос на Maserati упал втрое — до 35 проданных в прошлом году машин. Но итальянцы небезосновательно уверяют, что многие русские покупают роскошные автомобили не по месту прописки, а по месту жительства — в той же Италии, Франции... Но и за российскую квоту в 12 машин на 2010 год можно не беспокоиться: половина уже продана.
|
Паспортные данные
||| |Автомобиль ||Maserati GranCabrio | |Тип кузова ||двухдверный родстер | |Число мест ||4 | |Объем багажника, л ||173 | |Снаряженная масса, кг ||1980 | |Двигатель ||бензиновый | |Расположение ||спереди, продольно | |Число и расположение цилиндров ||8, V-образно | |Рабочий объем, см? ||4691 | |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм ||94,0/84,5 | |Степень сжатия ||11,25:1 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||440/323/7000 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||490/4750 | |Коробка передач ||автоматическая, 6-ступенчатая | |Привод ||на задние колеса, с дифференциалом повышенного трения | |Передняя подвеска ||независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | |Задняя подвеска ||независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | |Передние шины ||245/35 ZR20 | |Задние шины ||285/35 ZR20 | |Максимальная скорость, км/ч ||283 (274)*| |Время разгона 0—100 км/ч, с ||5,3 | |Расход топлива, л/100 км |городской цикл |23,9 | |загородный цикл |10,4 | |смешанный цикл |15,4 | |Выбросы CO?, г/км |смешанный цикл |358 | |Емкость топливного бака, л ||75 | |* Со сложенной крышей |||
Scriptio: Никита Гудков.