История разработки советского микроавтобуса Старт

Несколько поколений советских и российских телезрителей при просмотре культовой «Кавказской пленницы» задавались вопросом: что за необычный автобус мелькает на кадрах в конце кинокартины? Автомобиль привлекал внимание в первую очередь эффектным дизайном — особенно если учесть год выхода фильма в прокат (1967) и сравнить внешность машины с советскими Запорожцами и Москвичами.

Многие считали, что это какая-то иномарка, некоторые утверждали, что это — новая модель микроавтобуса, которая ещё не пошла в серию. Правдой не было ни то, ни другое — в комедии Гайдая успел засветиться Старт — один из самых интересных советских микроавтобусов со сложной судьбой.

Своими руками

После того, как коллектив молодых энтузиастов Северодонецкой Авторемонтной базы (САРБ) успешно построил прицеп-дачу со стеклопластиковым кузовом, инженеры замахнулись на большее — полноценный автомобиль, причём вагонной компоновки. Идея «объять необъятное» двигала советскими конструкторами при активной поддержке начальника главного автотранспортного управления Луганского совнархоза А. С. Антонова.

Как на любом советском заводе, для работ над проектом микроавтобуса на предприятии при экспериментальном участке был организован соответствующий отдел. Поскольку работа со стекловолокном требовала опыта и знаний специфики материала, в ней приняли участие и два выпускника ХАДИ, уже имевшие практические знания относительно изготовления стеклопластиковых кузовов.

По сути, в этот момент началось не только (и не столько) проектирование собственно автомобиля, сколько разработка технологии изготовления кузова из стеклопластика, что на тот момент в СССР было относительно малоизученной темой, в которой активно трудились в основном самодельщики. Именно поэтому в процессе работы сразу же возникла масса технологических трудностей, связанных как с компоновочными работами по макету, так и со спецификой материала.

Выполненный в стиле «аэродинамичного барокко» масштабный макет (1:10) двухобъёмного микроавтобуса изготовил художник-дизайнер Ю. Андрос.

Читать далее на сайте kolesa.ru