Как из ГАЗ-73 получился Suzuki X90

Горьковский автозавод славен своей грузовой линейкой и люксовыми авто для советской номенклатуры. И мало кому известно, что с его конвейера могли сходить самые современные для своего времени гражданские внедорожники, машины для инвалидов, амфибии и даже «автолеты»!

Внедорожный эксперимент

Пик конструкторских изысканий в области внедорожной техники пришелся на хрущевский период нашей истории. Никита Сергеевич оказался экспериментатором не только в сельскохозяйственной сфере и жилищном строительстве. Ему хотелось, чтобы автомобили плавали, летали и ездили одновременно. Именно к этому периоду относится появление автомобиля на воздушной подушке ГАЗ-16 «Чайка» (двигатель позаимствован с лимузина ГАЗ-13). В разработке и испытаниях принимали участие не только автомобилисты, но и авиаторы. Например, испытывался «автолет» в знаменитом КБ Ростислава Алексеева — создателя судов на подводных крыльях «Ракета», «Комета» и «Метеор». Другими словами, была предприянта попытка создания универсального автомобиля, который одинаково быстро движется по шоссе и одновременно может пересекать водные препятствия. Первый вариант не имел маршевых винтов и был крайне тихоходен — 40 км/ч. А вот следующая модель — ГАЗ-16А с маршевыми винтами — развивала 170 км/ч. На следующем образце — ГАЗ-16Б — стоял уже двигатель от вертолета Ми-2.

Увы, финал этих интересных творческих изысканий печален. Почему? Здесь есть две точки зрения. Согласно одной, начинания не поддержал преемник Хрущева, не одобрявший полета творческой мысли и главное — сопутствующих ей трат. По другой, в советском обществе не сложилось четкого понимания повседневного использования таких гибридов. На практике выходило, что они сочетали недостатки и колесной техники, и аппаратов на воздушной подушке.

Читать далее на сайте avtovzglyad.ru