quto.ru
Опубликовано 20 января 2021, 17:30

Как износ протектора влияет на сцепные свойства шин

Бывшие в употреблении автомобильные покрышки обычно сильно отличаются по своим эксплуатационным характеристикам от точно таких же новых. По мере износа шин высота протектора уменьшается. Это сказывается как на поведении машины, так и на безопасности. Объясняем, почему.
Depositphotos

В правилах дорожного движения неспроста прописан запрет на эксплуатацию шин, высота протектора которых упала ниже регламентированных значений. Это требование продиктовано вовсе не желанием стражей правопорядка отправить вас за покупками в шинный центр, а реальной заботой о безопасности.

Какие шины официально считаются безопасными

В соответствии с российскими ПДД, на легковых автомобилях можно эксплуатировать летние покрышки, высота рисунка протектора которых не упала ниже отметки в 1,6 мм. Для зимних покрышек требование по остаточной высоте намного более жёсткое – протектор должен выступать на высоту не менее 4 мм. Важно учесть, что при неравномерном износе (он встречается в реальных условиях эксплуатации очень часто) замер остаточной глубины протектора производится в наиболее изношенной части шины. Обнаруживший критический износ сотрудник ДПС может наказать вас предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. Впрочем, наказанием это назвать сложно. Реальным «наказанием» любителей езды на изношенной резине нередко становится ДТП, после которого они резко меняют отношение к «обуви» своего авто и начинают ревностно следить за глубиной рисунка протектора.

Как износ протектора влияет на сцепные свойства шин

© Depositphotos

Почему в правилах прописана именно такая глубина протектора

В разных странах регламентированная правилами остаточная глубина протектора шин для легковых автомобилей может варьироваться. Это обусловлено, в том числе, условиями эксплуатации и особенностями климата. К примеру, в Германии с её безлимитными автобанами минимальная остаточная глубина протектора летней легковой шины – не 1,6 мм, а все 3 мм. Секрет прост: гонять на полной скорости с «нашим» критическим уровнем износа безопасно уже не выйдет. Прописанные в правилах цифры критического износа подкреплены многолетним опытом эксплуатации покрышек и бесчисленным количеством тестов. А также, разумеется, статистическими данными, полученными при изучении произошедших ДТП.

На что именно влияет глубина протектора

Лучше всего понять зависимость сцепных свойств от износа протектора можно на примере зимних шин. Они, напомним, должны иметь не менее 4 мм остаточной глубины протектора. Зимой под колёсами автомобиля чаще всего оказывается не сухой или мокрый асфальт и даже не лёд, а снег в различных вариациях – сухой или расплавленный реагентами в мерзкую «кашу». Как раз последний случай, пожалуй, предъявляет к высоте протектора наивысшие требования.

Как износ протектора влияет на сцепные свойства шин

© Depositphotos

На мокром снегу автомобиль склонен к так называемому слэшпленингу, то есть «всплыванию» - по аналогии с летним аквапланированием. И в том, и в другом случае во время быстрого движения колёса не успевают эффективно отводить осадки из пятна контакта покрышки с дорогой. Чем больше высота протектора и чем больше площадь канавок и ламелей, тем больший объём осадков – снега и воды – покрышка от водит за единицу времени из пятна контакта. Когда шина не справляется с этой задачей, между колесом и дорогой возникает снежный или водяной клин – автомобиль становится неуправляемым. Как раз в этом и кроется секрет требования к остаточной высоте рисунка протектора. В случае с осадками на дороге правило работает элементарно: чем больше износ протектора покрышки, тем раньше и тем на меньшей скорости движения в пятне контакта будет возникать водяной клин. При прочих равных лучшие покрышки – это новые покрышки (у них, напомним, высота протектора в среднем составляет порядка 8 мм).

На что ещё влияет высота протектора

Склонность к всплыванию – далеко не единственная особенность сильно изношенных шин. По мере истончения протектора покрышка становится всё менее податливой – она хуже нивелирует неровности дороги. Чем новее шина – тем она мягче и комфортнее.

Впрочем, по мере износа протектора появляются и некоторые положительные особенности. Автомобиль начинает острее и точнее рулиться. Но и это ещё не всё. Наилучшим зацепом на сухом и гладком покрытии обладают как раз критически изношенные шины - слики. Исчезновение канавок и ламелей приводит к увеличению пятна контакта покрышки с дорогой. Вот только реализовать весь крутящий момент такие шины позволяют лишь на сухом покрытии, осадки превращают их в беспомощный утиль, на котором ездить, как минимум, небезопасно.

Как износ протектора влияет на сцепные свойства шин

© Depositphotos

Стоит ли покупать бэушные шины

Влияние высоты остаточного рисунка протектора на безопасность и эксплуатационные свойства шин вынудило правительства ряда развитых стран ввести запрет на оборот бывших в употреблении изделий или законодательно прописать глубину протектора покрышки, с которым шину ещё можно перепродать. В России таких ограничений не существует и не предвидится: автомобилисты должны сами решать, насколько безопасно приобретаемое на вторичке изделие.

В этом есть как плюсы, так и минусы. К примеру, наполовину изношенная покрышка от топового бренда может на голову превосходить новое дешёвое изделие из России или из Поднебесной. Такие приобретения здравого смысла не лишены. Однако важно понимать, что даже премиальные импортные покрышки, как и все прочие, утрачивают часть сцепных свойств по мере своего износа. На истёртом протекторе в реальных условиях эксплуатации у вас почти всегда будет меньше сцепления и тяги – как раз тогда, когда они будут особенно нужны.

Как износ протектора влияет на сцепные свойства шин

© Depositphotos

Как правильно проверить высоту протектора

Для проверки остаточной высоты протектора на покрышках предусмотрены специальные отливки-индикаторы. У разных производителей они реализованы по-разному, но сути это не меняет. Места расположения индикаторов указаны на боковинах треугольниками или аббревиатурой TWI (Tread Wear Indicator – «индикатор износа»). Когда износ протектора достигает критического значения, он сравнивается с высотой отливок-индикаторов. На зимних шинах-липучках таких индикаторов может быть два – для зимы и для лета: когда зимой эксплуатировать покрышки становится небезопасно, ничто не мешает продолжить ездить на них в тёплый период года. Благо, правила это официально разрешают. На шипованные шины данная опция не распространяется.

Автомобильные новости

Мотокаталог на Quto

Более 5000 моделей в каталоге