Калиновое варенье
Говорят, существует калиновое варенье. Говорят, вкусное, но я не пробовал. Пробовал только морс, кисель и свежую калину, толченую с сахаром. И еще совсем недавно попробовал Lada Kalina. Надо признаться, намного интереснее, чем морс и кисель. И даже варенье, я думаю, "отдыхает".
Презентацию Lada Kalina в Карелии АвтоВАЗ устроил не только потому, что ему захотелось, чтобы мы попробовали "Калину". Главный повод - появление новых модификаций. С двигателем 1,4, двумя подушками безопасности и АБС. Плюс к этому, вскоре появятся универсал и машины с кондиционером. Но их мы пока не видели. Ездили только на седанах и хэтчбеках: со старым мотором 1,6 и новым 1,4-литровым шестнадцатиклапанником.
Lada Kalina с момента своего появления стала героиней анекдотов. Анекдоты я слышал, в том числе смешные. Смеялся, но на "Калине" до недавнего времени так и не ездил. Поэтому в отличие от большинства коллег я приехал на презентацию с "девственным" сознанием. Не выискивал отличия между машинами из первых серий и нынешними, а смотрел на "Калину" как на новый продукт. И вот что получилось.
Она большая
Да, да. "Калина" оказалась на удивление просторной. И спереди, и сзади в ней (по крайней мере, субъективно) больше места, чем в "Приоре", которая в вазовской линейке стоит на ступеньку выше. Мало того, "Калина" почти не уступает по размерам салона общепризнанному лидеру Renault Logan.
Обычно, когда садишься в "советскую" машину, в глаза бросаются всякие недоделки и несуразности. От лязгающих замков дверей и неравномерных кузовных зазоров до ломающихся кронштейнов, заедающих ручек... Даже в "Приоре", которая на голову выше большинства отечественных автомобилей, я помню, были замечательная надпись "open" посреди центральной консоли, дурацкие кронштейны спинки заднего сиденья и отламывающийся лючок багажника...
А в "Калине" ничего этого нет. Садишься и думаешь: нормальная машина за свои деньги. Есть, конечно, ляпы вроде чересчур цветастой обивки с "выжжеными" в ней ягодами калины или неаккуратных пластиковых заглушек в обивке.
В последний вечер нашей презентации я даже подошел к главному конструктору машины Василию Батищеву и спросил: "Василий Евгеньевич, а почему заглушки такие некрасивые?". А он в ответ посмеялся и сказал "спасибо". Потому что, если я задаю вопросы про такие мелочи, то это значит, что в целом машина получилась очень достойной.
Она изменилась
"Калина" появилась в продаже два с лишним года назад. Тогда это были только седаны в стандартной комплектации с восьмиклапанным мотором 1,6. Теперь, как уже говорилось выше, появился новый мотор 1,4.
Несмотря на меньший объем, новый двигатель получился мощнее (90 лошадиных сил), приемистее, тише, экономичнее и даже надежнее, чем старый. К примеру, ремень ГРМ не требует замены до пробега 200 тысяч километров.
На 1,6-литровые машины теперь ставится АБС фирмы Bosch, а 1,4-литровые автомобили с АБС пойдут в продажу в ближайшем будущем - сейчас они проходят сертификацию.
Кроме того, появились новые материалы обивки салона, складывающееся по частям заднее сиденье, две подушки безопасности и ремни с преднатяжителями.
Но главное, пожалуй, не это. Вазовцы утверждают, что очень сильно повысилось качество машин. У первых "Калин" было очень много детских болезней, главная из которых - ненадежный и слишком шумный электроусилитель руля. Сейчас практически все эти болезни излечены...
Она ездит
По большому счету, у "Калины" нормальная эргономика. Садишься за руль, довольно быстро и легко находишь удобное положение и едешь. Нет, конечно, это далеко не седан бизнес-класса: здесь великоват руль, сиденье слишком мягкое и нет регулировки по высоте, тугой механизм КПП... Но и стоимость, простите, не 50, не 20 и даже не 15 тысяч долларов.
Поэтому перестаем придираться, втыкаем первую (именно втыкаем, потому что коробка тугая), трогаемся и едем. И новый 1,4-литровый мотор, как выясняется, очень неплохо "крутится". На "низах" тяги практически столько же, как у старого восьмиклапанного, а после 3,5 тысяч оборотов он словно обретает второе дыхание. И "крутится" до ограничителя без воя, характерного для мотора 1,6, с вполне иномарочным, благородным звуком. Правда трансмиссия, к сожалению, немного "подвывает".
Несмотря на нормы Евро-3, которые немного "притупляют" двигатель, 1,4-литровый мотор получился отзывчивым и, я бы даже сказал, азартным. Собственно, с момента трогания я ни разу не опускал стрелку тахометра ниже 3,5-тысячной границы.
Она разная
Первые километры мы ехали по довольно ровной и относительно прямой дороге вроде подмосковной "бетонки". И тогда я сетовал, что подвеска у "Калины" слишком мягкая, а крены в поворотах великоваты. Но потом асфальт резко испортился, и я искренне впечатлился безразличием, с которым она воспринимает ямы глубиной 15-20 сантиметров. Точнее, не совсем так: если ехать медленно, или тормозить перед этими ямами, то колесо "провалится", и подвеске будет "больно". А если следовать принципу "больше скорость - меньше ям", то "Калина" демонстрирует прямо-таки чудеса "адаптированности" к российским дорогам.
Впрочем, карельская "дорожная сеть" изобилует не только ямами... Говорят, что построить прямые трассы на северо-западе России практически невозможно - слишком много озер и болот, которые дорожникам приходится обходить. Поэтому, какую дорогу не возьми - получится раллийный спецучасток со сплошными спусками и подъемами, крутыми виражами, и, что не менее важно, практически полным отсутствием "посторонних" машин.
Ловя настоящий кайф от всего этого, я совершенно забыл, что машину на презентации надо не только водить, но еще и фотографировать, и обогнал всех коллег, останавливавшихся для "фото-пит-стопов". И вот, на очередном повороте наш 1,4-литровый седан догнал другую "Калину", которая, судя по всему, фотографироваться не собиралась и прибавила ходу.
Пытаюсь не отставать, очередной вираж, вхожу в поворот практически на пределе, и "Калина" очень наглядно демонстрирует то, что принято называть диагональной раскачкой. Переднюю ось не то, чтобы сносит наружу поворота, - она туда предательски "крадется". И водителю становится, прямо скажем, страшновато.
Как потом выяснилось, есть довольно простой способ борьбы с таким поведением "Калины" - нужно сильнее загружать переднюю ось, и тогда можно не просто ехать быстро, но еще и "играть" с заносом задней оси. Впрочем, о чем это я?! Скорее о том, что семейный седан имеет склонность к опасной диагональной раскачке. И это, несмотря на мягкость и энергоемкость подвески, плохо. Плохо и небезопасно.
Эта глава, если вы помните, называется "она разная". И она - "Калина" - действительно разная. После обеда я пересел за руль хэтчбека с мотором 1,6 и начал... недовольно морщиться. Двигатель уже с трех тысяч начинает противно выть, "наверху" - никаких подхватов. Ровный, но очень скучный характер.
Кроме того, что 1,6 "не едет" и "воет", он еще и вибрирует, особенно на низких оборотах. И, наконец, у такой машины гораздо больше расход топлива. Если "Калина"-1,4 при всем желании не могла "съесть" больше 10,5 литров на "сотню" - это когда стрелка тахометра не отходит от красной зоны - то 1,6 легко уплетает 12-14 литров.
Впрочем, несмотря на "неспортивность" старого мотора, я все равно поехал быстро, и был поражен тем, как хэтчбек отличается от седана. Если поведение седана в предельных режимах можно назвать ненадежным, то "хэтч" проходит виражи как по рельсам. И никакой раскачки.
Да, конечно, не спорткар. Руль пустоват. Коробка, опять же, туговата, крены в поворотах значительные. Но, простите, и ездим мы по Карелии, а не на "Северной петле" Нюрбургринга. А здесь фантастическая энергоемкость и потрясающая плавность хода - главные достоинства.
Дальше было интереснее. Я позволю себе не рассказывать это своими словами, а вставлю цитату из классики:
"Тем временем Пятачок успел сбегать к себе домой и, захватив воздушный шарик для Иа-Иа, понесся во весь дух, крепко прижимая воздушный шар к груди, чтобы его не унесло ветром. Пятачок ужасно спешил, чтобы поспеть к Иа-Иа раньше Пуха; ему хотелось первым преподнести Ослику подарок, как будто он, Пятачок, сам вспомнил про его день рождения, без всякой подсказки. Он так спешил и так задумался о том, как Иа-Иа обрадуется подарку, что совсем не глядел себе под ноги... И вдруг его нога попала в мышиную норку, и бедный Пятачок полетел носом вниз:
БУМ!!!"
Сначала был трамплин, на котором мы немного взлетели, а потом приземлились передним правым колесом аккурат на край огромной выбоины. Литой диск стал почти квадратным, а колесо разбортовалось. Буквально в режиме пит-стопа мы поставили запаску и...
" И он побежал дальше. По правде сказать, бежал он уже не очень весело, но все же скоро он добежал до того самого места, где стоял Иа-Иа..."
Вазовцы, конечно, были не очень рады такому "подарку". А я, признаться, даже не успел осознать свою вину - всю дорогу оставался под впечатлением, что после такого удара в подвеске не появилось ни малейшего люфта, и не сбились углы установки колес. Проще говоря, машина поехала дальше как ни в чем не бывало. Вот это подвеска!
А на следующий день я удивился еще больше, потому что яму... заделали.
Она в целом
Здесь, пожалуй, есть смысл повторить слова, которые я сказал вазовцам: вполне бы ездил на "Калине"-хэтчбеке с 1,4-литровым мотором, АБС и кондиционером. И особенно бы не ворчал за такие деньги. Впрочем, такой машины пока еще нет - АБС ставится лишь с "восьмиклапанником", а кондиционер появится после Нового года. Так что через некоторое время, как обещают, все будет.
А вот на седане 1,6 ездить бы не хотел, это точно.
Несмотря на то, что машина в целом неплохая, возникает одна немаловажная проблема. "Калина" в цене не слишком уступает своим прямым конкурентам вроде Renault Logan и Chevrolet Lanos. А покупать российские автомобили у нас привыкли лишь в том случае, если они намного дешевле.
Создатели "Калины" уверяют, что она не должна быть дешевле доступных иномарок, потому что она ничем не хуже их. Лично у меня нет оснований этому не верить, тем более я знаю про отдельный цех, где она производится, современные технологии, и тому подобное...
Перед АвтоВАЗом же стоит совершенно новая для него задача - продавать автомобиль, который практически лишился традиционного для тольяттинских машин конкурентного преимущества - дешевизны. Да, появились другие качества, но это придется доказывать - варить "калиновое варенье" из качественного продукта и хорошего маркетинга.
Кстати, цены на Lada Kalina начинаются на отметке 238 тысяч рублей и заканчиваются на 271 тысяче. Но это лишь до тех пор, пока не появится версия "люкс" - она будет дороже.