Легенда мирового масштаба: 8 фактов о ВАЗ-2121 «Нива»

Конструкция на зависть зарубежным грандам, неожиданный смысл названия и другие интересные подробности об отечественном внедорожнике.
«Нивушка» в строю без шести лет полвека. Она примелькалась и вызывает у владельцев современных автомобилей снисходительную высокомерную улыбку. Тем не менее она была и остается уникальным продуктом, который в свое время взбудоражил если не всю планету, то как минимум страны и регионы. Советские инженеры наделили внедорожник рядом конструктивных особенностей, которые провели черту между ним и другими моделями оффроудного толка.

Название «Нива» ассоциируется с его словарным значением – с возделанным и засеянным полем. Казалось бы, логично – внедорожник, пашня, пересеченная местность… В действительности происхождение имени, как ни странно, совсем другое.

Легенда мирового масштаба: 8 фактов о ВАЗ-2121 «Нива»

Автомобиль нарекли в честь дочерей ведущего конструктора автомобиля Петра Михайловича Прусова – Натальи и Ирины и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Сергеевича Соловьева – Вадима и Андрея. Кстати, именно Соловьев на рубеже шестидесятых-семидесятых годов инициировал разработку новой модели для жителей села.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 5

На начальной стадии разработки «Нива» представлялась инженерам как утилитарный внедорожник с рамным шасси и балками мостов. Ранний прототип ВАЗ-Э2121 с весьма говорящим прозвищем «крокодил Гена» никоим образом не напоминал окончательный, ставший впоследствии культовым вариант авторства художника Валерия Павловича Семушкина. В ходе жарких споров разработчики перекроили первоначальную концепцию автомобиля и первыми в мире представили внедорожник с несущим кузовом, постоянным полным приводом, «понижайкой» и блокировкой межосевого дифференциала. Справедливости ради, подобную схему полного привода британцы начали применять на рамном Range Rover еще до дебюта «Нивы». Но в сегменте компактных вездеходов подобное было в новинку. Кстати, фирменный трансмиссионный вой «Нивушки» обусловлен прежде всего установкой раздаточной коробки отдельно от КП с приводом через короткий промежуточный карданный вал.

Легенда мирового масштаба: 8 фактов о ВАЗ-2121 «Нива»

ВАЗ-2121 «Нива» – один из истинных долгожителей отечественного автопрома. Его начали выпускать с 1977 года, да так и забыли снять с производства. Что ж, российской глубинке подобная доступная техника с трех- и пятидверным кузовом, досконально изученной конструкцией и практически повсеместным наличием запчастей всегда будет нужна. Интересно, что название модели неоднократно менялось. Так, например, с 2006 по 2021 год вездеход брендировался как Lada 4x4. Напомним, созданное в 2001-м совместное предприятие GM-АвтоВАЗ получило лицензию на использование товарных знаков «Нива» и Niva. В конце 2019 года тольяттинский производитель выкупил 50-процентную долю General Motors в СП и вновь мог распоряжаться своим историческим названием. Так что с недавних пор экс-Chevy Niva зовется Lada Niva Travel, а классический вариант – Niva Legend. Действительно, легенда!

Легенда мирового масштаба: 8 фактов о ВАЗ-2121 «Нива»

Изначально внедорожник комплектовался 1,6-литровым «шестерочным» двигателем мощностью 75 л.с. Из-за высокооборотной характеристики и нехватки тяги на низах он подходил для эксплуатации на пересеченной местности отнюдь не лучшим образом. Вообще слабый мотор – это вечная и не решенная проблема внедорожника. Печально осознавать, что все могло быть иначе. Еще до появления «Нивы» отечественному предприятию досталась конструкторская документация на семейство двигателей Fiat Twin Cam объемом от 1,4 до 2,0 литра мощностью до 114 л.с. с двумя распредвалами, восемью клапанами и полусферической камерой сгорания. Агрегат шел «довеском» к Fiat 125, который подумывали заселить на конвейер в Тольятти. Но в итоге выбор пал на Fiat 124, превратившийся в ВАЗ-2103 и Twin Cam остался лишь в мечтах инженеров. Впоследствии завод предпринимал попытки вооружить внедорожник более подходящим мотором. Так, в восьмидесятые вазовцы экспериментировали с дизельными агрегатами.

Легенда мирового масштаба: 8 фактов о ВАЗ-2121 «Нива»

В числе серьезных преимуществ оригинальной «Нивы» был очень неплохо отделанный цивильный салон. Его частично унифицировали с такими считавшимися престижными моделями, как ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106.

Легенда мирового масштаба: 8 фактов о ВАЗ-2121 «Нива»

«Нива» пользовалась хорошим спросом в зарубежье, который подогревали разные впечатляющие достижения. Так, например, в 1998 году внедорожник поднялся к базовому лагерю на Эвересте (5200 метров над уровнем моря). Чуть позже он улучшил личный альпинистский рекорд – вновь заехал в Гималаи и взобрался на отметку 5276 метров. Кроме того, ВАЗ-2121 полтора десятилетия работал на станции Беллинсгаузен в Антарктиде и намотал по ледяному безмолвию 11800 километров! В восьмидесятые уникальный советский SUV демонстрировал успехи в автоспорте. Он занимал призовые места на ралли-марафоне «Париж-Дакар» в зачете внедорожников и в «абсолюте», брал «золото» в «Алжирском ралли», «Ралли Туниса» и других состязаниях. Это ли не подтверждение его уникальности?

Легенда мирового масштаба: 8 фактов о ВАЗ-2121 «Нива»

Автомобиль выпускался в многочисленных версиях, причем их появление далеко не всегда было заслугой завода-производителя. Так, например, литовская компания Avigo в конце восьмидесятых годов построила на базе внедорожника интересный кемпер. Это не единая «не разборная» конструкция, а пикап со съемным жилым модулем. «Домик» можно было отстегнуть от автомобиля, тем самым не ограничивая его мобильность и внедорожные свойства.

1 / 3

Одним из последних дополнений линейки классической «Нивы» стала версий Urban с пластиковыми бамперами под цвет кузова, кондиционером, другим рулем, электростеклоподъемниками, электрорегулировками и обогревом зеркал, обогревом передних сидений. В конце 2019 года внедорожник претерпел рестайлинг. Снаружи он прежний, а вот салону основательно досталось. Появилась новая передняя панель с вращающимися шайбами климатической установки вместо древних ползунков, видоизмененный приборный щиток с маршрутным компьютером, более эргономичные сиденья, боковая подушка безопасности, улучшенная шумоизоляция и другие апгрейды.