quto.ru
Опубликовано 01 марта 2022, 08:00
6 мин.

Легенды на все времена: крутейшие модели Jaguar

Британские «хищники», за которые не жаль полцарства
Компания из Ковентри — это вековая история и богатый послужной список. Роскошные седаны с драйверскими повадками и большие джентльменские купе с характером барных вышибал, легковые модели среднего класса, кроссоверы, электрокар I-Pace и высокотехнологичные мелкосерийные снаряды с головокружительным потенциалом. Мы выбрали всего лишь семь супергероев, но каких! Каждый из них вошел в историю как шедевр инжиниринга и дизайна.
Jaguar E-Type 3.8-Litre Fixed Head Coupe

XK120

Первоначально основанный в 1922 году бренд назывался Swallow Sidecar Company. В 1945-м он сменил имя на Jaguar Cars Limited, а спустя еще три года из его цехов вышел XK120 — первый спорткар со времен довоенной модели SS Jaguar 100. Первоначально детище инженера Уильяма Хейнса дебютировало в статусе прототипа. Публике оно настолько понравилось, что отец и босс компании сэр Уильям Лайонс объявил о запуске производства.

Jaguar XK120 Alloy Roadster

Jaguar XK120 Alloy Roadster

«Икс-кей» достоин считаться суперкаром своей эпохи. Для первых 242 машин из партии в 12 055 экземпляров изготавливались алюминиевые кузова. У последующих купе, кабриолетов и родстеров «скорлупа» стальная и более тяжелая. Цифры 120 в индексе названия указывали на максимальную скорость в милях в час (193 км/ч). Рекордные цифры для конца сороковых обеспечивала 3,4-литровая рядная «шестерка» мощностью 162 л.с. Опциональные распредвалы с более агрессивным профилем кулачков и спортивный выпускной тракт повышали отдачу до 182 л.с. Держать ее под контролем приходилось передней торсионной подвеске, задним рессорам и барабанным тормозам «по кругу». А ведь XK120 не только правил на обычных дорогах, но также участвовал в гонках и штамповал рекорды скорости!

D-Type

В пятидесятые годы Jaguar блистал в «24 часах Ле-Мана». Две победы записал на свой счет боевой C-Type, а с 1955 по 1957-й первое место в изматывающей гонке брал эпохальный снаряд D-Type.

Jaguar D-Type

Jaguar D-Type

Во-первых, это красиво! Причем, не только эстетически, но и с точки зрения инжиниринга. В основу лег алюминиевый монокок. К обводам кузова приложил руку авиационный инженер Малкольм Сэйер, переметнувшийся в Jaguar из British Aeroplane Company. Огромный плавник позади кокпита — не элемент стиля, а аэродинамический стабилизатор для скоростного ле-мановского прямика Mulsanne. На рядной «шестерке» (3,4, 3,8 и 3,0 литра в зависимости от года выпуска) с тремя карбюраторами Weber применили систему смазки с сухим картером, тем самым уменьшив высоту мотора и площадь фронтальной проекции

Jaguar D-Type

Jaguar D-Type

По некоторым данным, компания построила 18 машин для заводской команды, 53 штуки для частников и еще 16 спорткаров, переделанных в дорожные XKSS. Последние отличались цивильным салоном с пассажирским сиденьем и дверью, боковыми окнами и полноценным лобовым стеклом с «дворниками», а также бамперами.

E-Type

На инженерном фундаменте D-Type родился один из самых знаменитых в истории «Ягуаров» — эпохальный E-Type в форм-факторе купе, длиннобазного купе с посадочной формулой 2+2 и родстера. В частности, конструкторы отказались от рамного шасси и использовали несущий кузов с передним подрамником для двигателя и подвески. Среди других передовых решений фигурировала задняя независимая подвеска, рулевая рейка вместо редуктора и дисковые тормоза.

Jaguar E-Type 3.8-Litre Fixed Head Coupe

Jaguar E-Type 3.8-Litre Fixed Head Coupe

Пропорции суперкара удивительные: почти половина — это моторный отсек! На первую и вторую серию ставились рядные шестицилиндровые моторы объемом 3,8 литра. Третья и финальная итерация с громоподобным, увенчанным четырьмя карбюраторами 272-сильным двигателем V12 объемом 5,3 литра разгонялсь до 97 км/ч (60 миль/ч) за 7 секунд. Обратная сторона интенсивной накачки «мускул» — увеличение снаряженной массы. Если наиболее тяжелые E-Type первой и второй итерации с четырехместным кузовом купе весили максимум 1402 кг, то их наследник — 1525–1533 кг.

XJ220

Обтекаемый Jaguar XJ220 — квинтэссенция чувственного «кошачьего» дизайна и определенно один из самых красивых автомобилей в истории. Концептуальная версия дебютировала на Бирмингемском мотор-шоу в 1988 году и существенно отличалась от серийной двигателем V12, системой полного привода, полноуправляемым шасси и другими решениями. Машины объединяла эстетика и принципиальная среднемоторная компоновка.

Jaguar XJ220

Jaguar XJ220

Напоминавшее шоу-кар серийное суперкупе разработано подразделением JaguarSport – коллективом заводчан и призванных на помощь гоночных специалистов из TWR (Tom Walkinshaw Racing). Оно получило 3,5-литровую «шестерку» с двумя турбокомпрессорами (550 л.с. и 644 Нм), но утратило полный привод и полноуправляемое шасси. Цифры в названии несли тот же посыл, что и в случае с XK120. Компания хотела, чтобы ее детище развивало до 220 миль/ч (354 км/ч). Мечта оказались несбыточной, однако сумасшедший Jaguar продемонстрировал себя во всей красе и в стандартной конфигурации установил рекорд скорости — недостижимые для соперников 212,3 миль/ч (341,7 км/ч). А со сдвинутой к 7900 об/мин отсечкой и без катализаторов выжал 217,1 миль/ч (349,4 км/ч).

Jaguar XJ220

Jaguar XJ220

С 1992 по 1994 год выпущено 281 экземпляр.

XJR-15

Этот супер-хищник не может похвастаться популярностью XJ220, хотя персонаж крайне интересный! При проектировании конструкторы JaguarSport отталкивались от шасси победившего в Ле-Мане XJR-9. Иначе говоря, монстр с карбоновым кузовом представляет собой гоночный автомобиль для дорог общего пользования. Внешне, правда, сходства почти никакого. Очертания совсем другие. Длина XJR-9 — 4800 мм, ширина — 1900 мм, высота — 1100 мм. Снаряженная масса — от 1050 кг.

Jaguar XJR-15

Jaguar XJR-15

Купе заряжено 6,0-литровым атмосферным двигателем V12 (456 л.с. и 569 Нм) в паре со стандартной шестиступенчатой «механикой» без синхронизаторов или опциональной пятиступенчатой синхронизированной. Для начала девяностых XJR-15 оглушительно и ослепительно быстрым: 97 км/ч менее чем за 4 секунды и максимальная скорость 307 км/ч казались чем-то из области фантастики. С 1990 по 1992 год произведено 53 машины.

F-Type SVR

В 2015 году подразделение SVO (Special Vehicle Operations) порадовало любителей эксклюзивных спорткаров 575-сильной «ракетой» Project 7 на базе родстера F-Type с алюминиевым кузовом. Следующим на свет появился еще более дикий F-Type SVR. Компрессорный мотор V8 объемом 5,0 литров форсирован едва-едва — мощность прежняя, а крутящий момент вырос с 680 Нм до 700 Нм. Но этой мизерной прибавки хватило, чтобы купе и кабрик на момент появления считались мощнейшими серийными Jaguar в истории. Project 7 все-таки продукт лимитированный — свет увидели 250 экземпляров.

Jaguar F-Type SVR Coupe

Jaguar F-Type SVR Coupe

Со стандартным полным приводом спорткары выстреливают до 97 миль/ч за 3,5 секунды при том, что оба они отнюдь не легкие даже с титановыми выпускными системами, облегченными 20-дюймовыми колесными дисками и углерод-керамическими тормозами. Купе, способное выжимать 322 км/ч, весит 1705 кг, а чуть менее быстроходный родстер (314 км/ч) — на 15 кг больше.

XE SV Project 8

Jaguar всегда знала толк в седанах, в том числе спортивных. Апофеозом стал боевой XE SV Project 8 от SVO, который перехватил у F-Type SVR титул сильнейшего и самого динамичного «Ягуара». Разница с исходной моделью XE глобальная. Отдача харизматичной 5,0-литровой «восьмерки» с механическим нагнетателем — 600 л.с. Разгон до 97 км/ч занимает 3,3 секунды, максималка 322 км/ч! Ломовая тяга (700 Нм) распределяется на все колеса через восьмиступенчатый «автомат» и систему полного привода. Задний дифференциал активный с электронным управлением.

Jaguar XE SV Project 8

Jaguar XE SV Project 8

Шасси серьезно модифицировано — колея расширено, стандартные амортизаторы и пружины заменены на спортивные регулируемые, а гражданские тормоза уступили место могучим механизмам с углерод-керамическими дисками. На передней оси установлены покрышки Michelin Pilot Sport Cup 2 размерностью 265/30 R 20, сзади — 305/30 R 20. Часть кузовных элементов выполнена из карбона для снижения массы. Выверенная аэродинамика — предмет особой гордости Project 8. Плоское днище снизило подъемную силу на 205 процентов, а антикрыло в трековом режиме на скорости 299 км/ч генерирует свыше 122 кг прижимной силы. Тираж — 300 штук.

Автомобильные новости