quto.ru
Опубликовано 08 января 2022, 13:42
7 мин.

Необычная отечественная техника: от круглых броненосцев до летающего крыла

Это вооружение выглядело красивым, но оказалось бесполезным.
С древних времен и до наших дней человечество участвует в бесконечной гонке вооружений, которая не прекращается ни на секунду. Ибо часто бывает так, что промедление смерти подобно. И это не оборот речи.

Получить оружие лучше, чем у врага люди мечтали во все времена. Россия – что царская, что советская, – не была исключением из правил. У нас всегда было немало талантливых людей, которые трудились над укреплением обороноспособности страны. Хотя нередко созданные ими образцы оружия были малопригодны для ведения боевых действия и больше напоминали технический курьез.

«Поповки» для береговой охраны

К таким курьезам смело можно отнести круглые броненосцы береговой обороны адмирала А.А. Попова, получившие прозвище «поповки». Помня горький опыт Крымской войны, император Александр II в 1870 году повелел построить четыре броненосных корабля для обороны Азовского моря и Днепро-Бугского лимана. Корабли должны были иметь осадку не более 4,2 м, вооружаться самыми мощными на тот момент пушками и иметь броню толще, чем у любого броненосца стран противника.

Адмирал А.А. Попов предложил свой проект круглого броненосца диаметром 36,6 метра, с осадкой 3,8 м, вооруженного двумя пушками и защищенного броней толщиной 457 мм. Используя свои связи при царском дворе и покровительство высокопоставленных чиновников, он добился того, что в 1871 году его проект был высочайше утвержден. Для Черноморского флота в Санкт-Петербурге и Николаеве стали строить два корабля – «Новгород» и «Вице-адмирал Попов».

Необычная отечественная техника: от круглых броненосцев до летающего крыла

Несмотря на схожесть конструкции, корабли имели технические отличия, причем существенные. Первый броненосец Черноморского флота «Новгород» имел пушки калибром 280 мм, в то время как «Вице-адмирал Попов» вооружили 305 мм орудиями. Броненосцы отличались водоизмещением, скоростью и рядом других деталей, но в целом это были однотипные корабли имевшие как одинаковые плюсы, так и минусы. Если к бронированию и вооружению нареканий не было, то использование силовой установки с шестью паровыми машинами, каждая из которых приводила свой винт, сразу же вызвало массу нареканий.

Броненосцы не могли развивать скорость больше 8,5 узлов, имели очень плохую маневренность и мореходность. По сути, это были не полноценные корабли, а бронированные самоходные артиллерийские батареи, предназначенные для действий на мелководье. Тем не менее, когда в 1877 году началась очередная русско-турецкая война, флот Османской империи не решился близко подходить к русским берегам, опасаясь встретиться с «поповками», пушки которых могли нанести очень серьезный урон турецким кораблям. Прикрытие Одессы и Очакова в войну 1877-1878 гг стало единственным эпизодом в боевой карьере «поповок», которые после русско-турецкой войны были признаны малоценными и в 1903 году выведены из боевого состава флота. Больше ни одна страна мира не строила серийно круглые корабли, отказались от этого типа и в России.

Царь всех танков

Во время Первой мировой войны на вооружении русской армии танков не было, хотя именно в России был разработан ряд любопытных проектов бронированных машин. Один такой проект – «Царь-танк» Николая Лебеденко, – даже был воплощен в металле летом 1915 года, благодаря личному распоряжению Николая II.

Необычная отечественная техника: от круглых броненосцев до летающего крыла

Неизвестно как инженеру Лебеденко удалось убедить императора в перспективности своей абсолютно бесперспективной машины, но «Царь-танк» настолько понравился Николаю II, что были изысканы 210 000 рублей на постройку опытного образца. В августе 1915 года танк Лебеденко отправился на испытания в леса под Дмитровым. Называть танком машину Лебеденко некорректно, потому что она не имела гусениц, а приводилась в движение двумя огромными колесами высотой 9 метров. Машину оснастили двумя трофейными моторами Maybach совокупной мощностью 480 л.с., что уже было большим недостатком «Царь-танка», ведь в случае серийного выпуска такие моторы попросту неоткуда было бы брать.

Испытания танк Лебеденко полностью провалил, увязнув задним колесом в земле. Все попытки его вытащить не увенчались успехом, и 40-тонная машина ржавела под Дмитровым до 1923 года, пока не была разобрана. Несмотря на грозный вид, это был абсолютно мертворожденный проект, а России очень повезло, что в разгар мировой войны не пришлось выбрасывать миллионы рублей на выпуск этих машин, боевая эффективность которых была равна нулю. Из-за огромных колес «Царь-танк» являлся отличной мишенью и для его уничтожения или вывода из строя хватило бы одного снаряда. Несмотря на мощное по меркам 1915 года вооружение, состоявшее из двух 76 мм пушек и восьми пулеметов, поражать цели танк Лебеденко мог только в полигонных условиях, двигаясь по ровному шоссе. Тем не менее «Царь-танк» вошел в историю как одна из самых тяжелых и необычных бронированных машин Первой мировой войны.

Пушка с мотором

Едва отгремели последние залпы Гражданской войны, в СССР сразу же начались разработки новых видов оружия. Разумеется, не обошлось без создания технических курьезов. Как показал опыт Первой мировой и Гражданской войн, пехота остро нуждалась в поддержке артиллерии, способной перемещаться вместе с атакующими. В 1923 году на петроградском заводе «Красный Арсенал» была разработана самоходная артиллерийская установка «Арсеналец», больше напоминающая мотоплуг или самоходный лафет.

Необычная отечественная техника: от круглых броненосцев до летающего крыла

Установка оснащалась 45 мм пушкой и 12-сильным бензиновым двигателем, прикрытым 7 мм броней. Гусеницы была резиновыми, а артиллерист, он же механик-водитель, шел за установкой сзади, ведя огонь и управляя ею. Максимальная скорость «Арсенальца» составляла 8 км/ч, а вес – 900 кг, что позволяло перевозить САУ в кузове грузовика. К её достоинствам относилась компактность, маневренность и скрытность, но главным недостатком было признано отсутствие защиты артиллериста-водителя. Испытания «Арсенальца» завершились в 1928 году, самоходка была признана бесперспективной и от её выпуска отказались, передав единственный изготовленный экземпляр в музей.

Бомбардировщики с истребителями

В СССР всегда уделяли огромное внимание авиации, и советские авиаконструкторы раз за разом пытались создавать если и не чудо-оружие, то передовые и революционные образцы авиатехники. В 1931 году конструктор В.С. Вахмистров предложил создать «воздушные авианосцы» из бомбардировщиков ТБ-1 и истребителей И-4 и И-5. Идея была простой – вооруженные бомбами истребители подвешивались или пристыковывались к крыльям бомбардировщика, что убивало двух зайцев – увеличивало дальность полета истребителей и их бомбовую нагрузку и одновременно позволяло защитить бомбардировщик от атак других истребителей. При подлете к цели истребители отстыковывались от бомбардировщика, наносили бомбовый удар, после чего «своим ходом» возвращались на аэродром, как и самолет-носитель.

Необычная отечественная техника: от круглых броненосцев до летающего крыла

Испытания «воздушного авианосца» шли без малого семь лет, причем в них приняли участие такие известные летчики-испытатели как В. Чкалов и В. Коккинаки. В 1938 году на вооружение был принят бомбардировщик ТБ-3, к которому под крылья подвешивались два истребителя И-16 вооруженные бомбами ФАБ-250. Эта авиационная система получила название «Звено-СПБ», также известное как «звено Вахмистрова». Самое интересное, что в 1941 году она была снята с вооружения, но после начала Великой Отечественной войны её вернули в строй и в конце июля «Звено-СПБ» совершило первый боевой вылет, нанеся бомбовый удар по объектам на территории Румынии.

В течение лета «Звено-СПБ» использовалось против румынских военных баз, мостов, нефтехранилищ, порта Констанца, причем система действовала вполне эффективно. Но широкого распространения она не получила, главным образом из-за того, что выпуск бомбардировщиков ТБ-3 был прекращен в 1938 году, в первые месяцы войны большое число этих самолетов было потеряно в боях и увеличить количество «звеньев Вахмистрова» не представлялось возможным. Несколько десятков вылетов «Звено-СПБ» совершило в 1942 году, после чего его окончательно сняли с вооружения. Несмотря на собственные небольшие потери, нанесенный врагу ущерб также не был особо велик, так что «чудо-оружием» «Звено Вахмистрова» не стало.

Летающее крыло

Так уж получилось, что имя авиаконструктора К.А. Калинина оставалось незаслуженно забытым долгие годы, хотя он создал ряд уникальных самолетов, опередивших время. Одним из них стал огромный 40-тонный многоцелевой моноплан К-7, совершивший первый полет в августе 1933 года. Фактически Калинин создал вариацию на тему «летающего крыла»: экипаж, пассажиры, топливные баки, кухня с буфетом, радиоточка и телефонная станция размещались внутри толстого крыла.

Необычная отечественная техника: от круглых броненосцев до летающего крыла

Длина К-7 составляла 28 метров, размах крыла – 53 метра, экипаж 12 человек, на борт он мог брать до 128 пассажиров, дальность полета составляла 2000 километров. Семь моторов совокупной мощностью 5250 л.с. позволяли самолету развивать максимальную скорость 235 км/ч, что было неплохим показателем для начала тридцатых годов. Помимо пассажирской версии, Калинин разработал бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 16,5 тонн и оборонительным вооружением состоящим из восьми 20 мм пушек и такого же количества пулеметов.

Также был разработан транспортно-десантный самолет, способный брать на борт 112 десантников с вооружением. Сложно сказать, какие перспективы ожидали К-7 пройди он цикл испытаний, но 21 ноября 1933 года самолет разбился, погибли 15 человек, после чего финансирование этого проекта прекратилось. Вместе с тем советское руководство также постепенно излечилось от гигантомании и охладело к многомоторным самолетам, которые были дорогими в производстве, но практической пользы от них не было никакой. Поэтому смело можно утверждать, что К-7 изначально был бесперспективным проектом, который вряд ли был бы востребован как военными, так и гражданским заказчиками. Вместе с тем создание такого самолета продемонстрировало всему миру потенциал молодого советского авиапрома, способного решать весьма амбициозные задачи.

Автомобильные новости