Norma, Серп и Молот

Chevrolet Niva. Фото Ильи Хлебушкина и компании GM-AVTOVAZ с сайта autoreview.ru

Про макияж внедорожников Chevrolet Niva мы уже рассказывали, а теперь пришел черед технической модернизации. И, поверьте, ШРУСы завода Серп и Молот для Шеви Нивы куда важнее, чем обвес Bertone.

Мы уже отвыкли от подобного, а ведь в Советском Союзе вся автожурналистика основывалась на описаниях подобных технических нюансов. Шаровые опоры Белмаг с улучшенной технологией запрессовки и иной конструкцией подвижного соединения — новинка сезона. А главная суперновость — валы саратовского завода Серп и Молот, которые на 4 дБ тише старых и полностью избавлены от проблемы пульсации момента при работе.

О, эта поэзия замасленного железа! О, эти названия предприятий-поставщиков! Ностальгия…

Но что делать, если для покупателей «исконно отечественных» автомобилей, к которым Chevy Niva принадлежит даже с крестом Луи Шевроле, именно такие новости до сих пор самые долгожданные?

Новые «карданные» валы со ШРУСами и крышки раздаточной коробки с двухрядными подшипниками взаимозаменяемы со старыми

Быстро ржавевшие планка крепления аккумулятора, главный цилиндр сцепления, корпус насоса гидроусилителя и поводки стеклоочистителей теперь окрашены качественнее, а часть крепежа заменена на коррозионно-стойкие винты под насадку Torx

Двухрядные подшипники выходных валов раздаточной коробки — такие же, как на Ладе 4х4, — и «карданные» валы со ШРУСами (шарнирами равных угловых скоростей) вместо крестовин снизили пресловутые шумы и вибрации. Необслуживаемые шарниры напоминают полуосевые, но рассчитаны на работу при 6500 об/мин и должны «ходить» не меньше 150 тысяч километров. Единственные уязвимые на бездорожье элементы — пыльники ШРУСов, но повредить их специальный пластик не так-то просто. Зато как приятно ехать плавно — без лишних вибраций!

А еще исчез навязчивый зуд рычага переключения передач при 3500—4500 об/мин: в феврале внутри него появилась дополнительная демпфирующая резиновая втулка. Пропал дребезг в моторном отсеке: изменилось крепление теплового экрана, а двери на неровностях со временем не будут трястись — с января ставятся другие, более долговечные ответные части замков.

А помните, каким увлекательным занятием было вытягивание ремней безопасности? «Шаг вперед, два шага назад», как по Ленину. Теперь у таллинских механизмов Norma — новая, работающая без запинок конструкция.

Внешне салон не изменился, но внутри стало тише — отчасти благодаря лучшей виброизоляции рычага коробки передач

С июня на Шниве появится более эффективная и лучше закрепленная на кузове форсунка омывателя заднего стекла и изменится конструкция направляющих салазок переднего сиденья — должны исчезнуть скрипы при регулировке и во время движения. Благодаря сальникам Freudenberg реже будет течь масло из трансмиссии и двигателя, а в будущем появятся нерегулируемые двухрядные радиально-упорные подшипники передних ступиц и новые опоры раздаточной коробки, лучше гасящие вибрации.

Скажете, что все это мелочи? Но ведь из них и складывается впечатление от автомобиля. Салон Шнивы нынче собран аккуратнее, опущенные стекла не гремят внутри дверей, а рычаг управления раздаточной коробкой работает вполне четко. Впрочем, болтающиеся в направляющих тормозные колодки по-прежнему лязгают на ходу, а вой насоса гидроусилителя при полностью вывернутых колесах заглушает радио.

Качество Шеви Нивы по возможности стараются приблизить к требованиям GM. Для этого, например, помимо визуального контроля всех входящих компонентов, 100% двигателей пропускают через моторные стенды, а все коробки передач и «раздатки» — через шумовые кабины. На конвейере контролеры проверяют весь поток проходящих машин на девятнадцати станциях, а в дополнение к обязательным трековым испытаниям три из ста тридцати собираемых в день машин отправляются в сорокакилометровый пробег по дорогам — обученные в европейских центрах GM по программе «глобального аудита клиента» приемщики начисляют за каждый обнаруженный недочет штрафные баллы. Сейчас у Нивы считаются хорошим показателем 64 балла, тогда как в среднем по Chevrolet — 47 баллов. Но до них — как до Луны. Да, дефектов собственной сборки становится меньше, но как, к примеру, избавиться от больших кузовных зазоров? Или от изъянов изготовленной на изношенном оборудовании коробки передач, в которой заднюю передачу можно врубить только при помощи крепкого словца?

Фотохудожники АвтоВАЗа могли бы не напрягаться — с включенной пониженной передачей Ниве действительно доступны такие подъемы

Но больше всего портит впечатление от машины мотор — точнее, его отсутствие. Тронуться в гору можно только с вдавленной в пол педалью акселератора, а на обгонах ускорения от «задушенного» под Евро-4 «старичка» приходится ждать целую вечность. Опасно!

Надежда на лучшее есть — рассматривается вопрос установки на Шеви Ниву 1800-кубового двигателя ВАЗ-21177, который разрабатывался в рамках Проекта С, или двигателя из арсенала GM. А АБС и подушки безопасности, пусть и на год позже обещанного, все же должны появиться в 2011 году.

В июне появится новая форсунка омывателя заднего стекла, которая не только эффективнее, но и крепче — старую легко было выдернуть, счищая снег или протирая автомобиль

Самозатягивающиеся подпружиненные хомуты производства чешской фирмы Mobea компенсируют усадку шлангов системы охлаждения

А жить Шеви Ниве еще долго — пока будет спрос и поставки машинокомплектов, ее будущему ничто не угрожает. В прошлом депрессивно-кризисном году продажи упали на 54%, до 24300 машин, планы на 2010 год — 31500 машин. В первом квартале уже продано 7072 автомобиля — в классе внедорожников и SUV больше только у вернувшей после модернизации былую популярность Лады 4х4 (8602 автомобиля). Кстати, 10% продаж обеспечила программа льготного автокредитования, а еще 13% — программа утилизации автостарья. Всего же на Ниву приходится треть всех продаж марки Chevrolet, которая пока остается самым популярным иностранным брендом в России.

Но гораздо интереснее то, что модернизация не только не изменила индекс машины, но и практически не повлияла на цену (424—500 тысяч рублей), — и это правильный подход к работе над ошибками.

Scriptio: Илья Хлебушкин.