quto.ru
Опубликовано 20 июня 2019, 17:00

О чём "поёт" коробка передач: вся суть пугающих звуков

Странный вой, доносящийся из недр моторного отсека при движении автомобиля, годами досаждает многим автомобилистам. Разбираемся в сути нудных звуков и решаем, бояться такого пения или понять и простить собственный автомобиль.

Странный вой, доносящийся из недр моторного отсека при движении автомобиля, годами досаждает многим автомобилистам. Разбираемся в сути нудных звуков и решаем, бояться такого пения или понять и простить собственный автомобиль.

Гул или вой, исходящий из механической коробки передач, частенько наблюдается не только на доживающих свой век, но и на совершенно новых машинах разных ценовых сегментов. Чем бюджетнее и проще транспортное средство – тем, разумеется, выше вероятность столкнуться с неприятными звуками.

Скажем сразу – удивляться вою не стоит! Невероятно, но факт: для многих машин он является нормой. Вот так, к примеру, звучит типичная коробка тольяттинской разработки:

Кто-то из читателей наверняка даже не обратит внимание на натужный вой страдающего с момента рождения российского агрегата, иные сочтут, что надо немедленно ехать в сервис, чтобы перебрать "механику" и "вылечить" её недуги. Каждый из них будет по-своему прав.

Основных возможных причин воя трансмиссии насчитывается как минимум четыре. Чтобы разобраться в них, нелишним будет представить, как устроена и как работает типичная "механика".

По сути своей этот важнейший элемент автомобиля представляет собой металлическую коробку, в недрах которой находятся параллельные валы с шестернями, передающими от двигателя на колёса крутящий момент и задающими скорость их вращения – через главную передачу и дифференциал. Совмещая шестерни в различном сочетании, мы получаем разное передаточное отношение. Шестерни вторичного вала подвижны и соединяются с ним при помощи муфт, которые выполняют роль замков. Замыкая и размыкая муфту, водитель подключает и отключает ту или иную передачу.

Коробка передач – это не двигатель внутреннего сгорания, в цилиндрах которого постоянно происходят микровзрывы, шуметь в трансмиссии почти нечему: воют подшипники валов да пары трения шестерёнок. И те, и другие нуждаются в постоянной смазке, которая не просто снижает потери на трение и увеличивает ресурс деталей, но также отводит тепло, смывает продукты износа, и, разумеется, снижает уровень шума во время работы.

Именно поэтому первое, что нужно сделать при появлении трансмиссионного гула – проверить уровень и состояние масла в коробке. При недостаточном уровне масла вой обычно возрастает с повышением передач. Первой сдаётся рабочая пара шестерёнок пятой передачи (на ряде старых коробок она вовсе вынесена за корпус и смазывается с помощью хитрой "лейки" – масло до неё доходит в недостаточном количестве). Если автомобиль достался вам подержанным, нелишним будет залить в агрегат новое масло именно той спецификации, которую рекомендует производитель транспортного средства. К "певучести" агрегата частенько приводит недостаточная или избыточная вязкость лубриканта.

Подшипники, на которых вращаются валы коробки, имеют ограниченный ресурс службы. Чем больше они нагружаются и изнашиваются, тем заметнее начинают звучать. Качество этих элементов у отечественных и китайских производителей может быть крайне низким.

Ну а наиболее частой и явной причиной характерного воя являются шестерни передач, склонные неравномерно изнашиваться и выкрашиваться. Гул от пар трения определить несложно – его характер изменяется под нагрузкой: при отсутствии тяги неприятный звук исчезает, и наоборот.

И тут мы подошли к главному – именно этот вой возникает, если автопроизводитель использует плохо обработанные и подогнанные комплектующие низкого качества. Звук присутствует на совершенно новом автомобиле и никуда не исчезает после обкатки. С этим приходится мириться и жить.

А как же задний ход? Гул при движении задним ходом возникает потому, что для реверсивной передачи применяют прямозубые шестерёнки. Такие детали намного проще, дешевле, но и, конечно же, шумнее косозубых шестерён, используемых на передачах переднего хода. Разница в звучании, что называется, налицо!

Автомобильные новости