quto.ru
Опубликовано 17 июня 2011, 03:39

Пара из ОПП

В наших руках — Лада Калина Спорт! Не в желтом окрасе Премьер, но все-таки... А в пару мы взяли трехдверную Ладу Приору Купе с таким же 98-сильным мотором. Это самые дорогие исконно российские легковые автомобили — 385 тысяч рублей за Калину и 408 тысяч за Приору!
Но вместо гоночной трассы нам, как заправским владельцам тюнингованных «вазиков», пришлось ехать на сервис.
Лада Приора Купе и Лада Калина Спорт. Фото Владимира Мельникова и Олега Растегаева с сайта autoreview.ru

В наших руках — Лада Калина Спорт! Не в желтом окрасе Премьер, но все-таки... А в пару мы взяли трехдверную Ладу Приору Купе с таким же 98-сильным мотором. Это самые дорогие исконно российские легковые автомобили — 385 тысяч рублей за Калину и 408 тысяч за Приору!

Но вместо гоночной трассы нам, как заправским владельцам тюнингованных «вазиков», пришлось ехать на сервис.

И Калину Спорт, и Приору Купе мелкими партиями выпускают в ОПП — опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа. У Калины — 15-дюймовые колеса КиК, крупные ячейки сот решетки радиатора, широкий зев переднего бампера, имитация диффузора в заднем бампере и аккуратный спойлер на пятой двери. Спортивненько. Трехдверная Приора выглядит похуже — боковина, разделенная единственной стойкой, тяжеловесна. Благодаря длинной двери садиться за руль проще, но первое, что сделал рослый Олег Растегаев, отодвинув кресло до упора назад, — включил коленом правый поворотник. Увы, хоть сиденье и отъезжает на 35 миллиметров дальше, чем на обычной Приоре, и расположено на 32 мм ниже, но проблему это не решило.

Лада Калина Спорт

Лада Калина Спорт

Лада Приора Купе

Лада Приора Купе

Белые кокошники только испортили лаконичную панель приборов Калины, да и оранжевая подсветка не так приятна, как зеленая на информативном щитке Приоры

А само кресло… Двадцать лет назад на «восьмерках» спинка люфтила точно так же! Хорошо, что набивка здесь плотнее, чем обычно: в поролоне подушки не утопаешь. Но руль смещен влево, к рычагу коробки передач надо тянуться, а включение пятой передачи не обходится без традиционного поклона вазовцам: спасибо, мол, родимые... Этот же ритуал повторяется при посадке назад, а вдобавок надо следить, чтобы нога не попала в петлю висящего ремня безопасности.

Другое дело Калина — передние кресла производства фирмы АвтоВАЗагрегат с именной вышивкой жесткие и удобные, спинка приятно обнимает за талию. Жаль, установлены сиденья высоковато. Зато диапазон продольного перемещения устроит любого. Шарик рычага коробки передач сам утыкается в ладонь, а ноги встают на педали с симпатичными металлическими накладками. Поехали!

На Калине Спорт приятно атаковать повороты! Крены гораздо меньше, чем у обыкновенных «ягодок», а руль информативнее и острее. Про Приору Купе такого не скажешь…

На Калине Спорт приятно атаковать повороты! Крены гораздо меньше, чем у обыкновенных «ягодок», а руль информативнее и острее. Про Приору Купе такого не скажешь…

Моторы у «спортсменов» одинаковые — шестнадцатиклапанники 1.6 мощностью 98 л.с., но субъективно Калина мощнее сил на двадцать! В Приоре слышно, как шумят шестерни в коробке передач, булькает антифриз в расширительном бачке, а при включенном кондиционере из-под капота раздается громкий свист проскальзывающего приводного ремня. С таким «сервисным» аккомпанементом крутить мотор боязно, но надо. Во-первых, машины уже прошли обкатку, а во-вторых, приоровский двигатель хоть и неплохо тащит с холостых, но оживляется как раз на «верхах», после 3500 об/мин. Отсечка грубо обрывает разгон на 6100 об/мин, но уже к 4000 об/мин сводный ансамбль шестерен, шкивов и валов начинает брать такие какофонические аккорды, что невольно задумываешься о скорой кончине мотора.

Впрочем, под эти ужасные звуки Приора все-таки набирает 100 км/ч за 11 с — на полсекунды быстрее заявленного. И на 2 км/ч перекрывает заводскую «максималку» в 183 км/ч. Хотя этот тугой и нечеткий механизм переключения передач...

Обещанного трехспицевого руля у Калины Спорт нет: только иные кресла, панель приборов с белыми шкалами и металлические накладки на педалях

Обещанного трехспицевого руля у Калины Спорт нет: только иные кресла, панель приборов с белыми шкалами и металлические накладки на педалях

С десяток разнофактурных и разноцветных видов пластика, неряшливые щели — интерьер Калины неплохо выглядит только на расстоянии

С десяток разнофактурных и разноцветных видов пластика, неряшливые щели — интерьер Калины неплохо выглядит только на расстоянии

«Спортивные» сиденья не чета обычным:  жесткие и удобные

«Спортивные» сиденья не чета обычным: жесткие и удобные

Калина Спорт бойчее и удобнее. Мотор откликается на газ живее, кулиса хоть и тугая, но короткоходная, а приятный бас выхлопа затмевает большинство посторонних стуков и скрипов. Интересно, что несмотря на более «короткую» главную передачу (3,9 против приоровских 3,7) предельная скорость на второй и третьей передачах у них примерно одинакова — 95 км/ч и 135 км/ч по спидометру. Дело в том, что ограничитель оборотов на Калине срабатывает позже — на 6500 об/мин. Правда, «короткая» трансмиссия и более четкая «переключалка» дали Калине всего десятку форы в разгоне до сотни: ее результат — 10,9 секунды. Зато в пределах одной передачи Калина Спорт ускоряется заметно шустрее Приоры, что в большинстве жизненных ситуаций важнее. Максимальная скорость на 4,5 км/ч выше обещанных заводом 170 км/ч. Такие результаты во многом обусловлены прохладной погодой во время замеров (температура воздуха не поднималась выше 8°С).

Только осаживать с такого хода нужно предельно внимательно. Да, у Калины Спорт задние дисковые тормоза диаметром 260 мм — как передние у обычных Калин, а суппорты разработала фирма TRW. Впереди 282-миллиметровые диски, поставляемые фирмой Алнас. Но АБС-то нет — как объяснили вазовцы, потому что «основные потребители Калины Спорт предпочитают экстремальный стиль вождения». Экстремальщины тут хоть отбавляй — регулятор тормозных сил настроен так, что задние колеса блокируются раньше передних. Удар по педали тормоза в повороте — и, если не отрулить, занос задней оси неминуем! А ведь вряд ли каждый покупатель «спортивной» Калины владеет автомобилем на уровне хотя бы начинающего раллиста...

На той же дуге водитель Приоры Купе вынужден крутить руль с перехватами, трехдверка отрывает от земли заднее колесо и, грузно накренившись, «плужит» в сносе

На той же дуге водитель Приоры Купе вынужден крутить руль с перехватами, трехдверка отрывает от земли заднее колесо и, грузно накренившись, «плужит» в сносе

Если аккуратно работать педалью тормоза, то со 100 км/ч Калина на шинах Pirelli Cinturato P6 замирает через 46,7 метра. Если неаккуратно — тормозной путь вырастет на десяток метров или дело закончится разворотом. У Приоры Купе есть АБС фирмы Bosch, и даже на шинах Kama Euro 236 она тормозит с сотни за 44,2 метра. А главное — антиблокировочная электроника позволяет просто жать на среднюю педаль безо всяких ухищрений, не боясь потери курсовой устойчивости. Причем при торможении на смешанном покрытии Приора с АБС лишь немного смещается в сторону более цепкого.

Кстати, в Приоре Купе — две подушки безопасности, а в Калине Спорт — ни одной. Согласно официальной версии, «ввиду оснащения автомобилей Лада Калина Спорт 1.6 жесткой подвеской и во избежание ложного срабатывания, автомобили данного исполнения не укомплектовываются подушками безопасности». Впрочем, вазовцы уверяют, что в будущем ситуация изменится.

У Приоры Купе 150 оригинальных деталей, но искать их на передней панели бесполезно

У Приоры Купе 150 оригинальных деталей, но искать их на передней панели бесполезно

Подвеска действительно жестче: у Калины Спорт оригинальные СААЗовские амортизаторы, укороченные пружины, из-за которых дорожный просвет уменьшился со 185 мм до 170 мм под силовой защитой двигателя, оригинальные опоры передних стоек и кронштейны растяжек передней подвески. Кастер увеличен до трех градусов, а колея передних колес из-за уменьшенного вылета стала шире на сантиметр. Но главное — «короткая» рулевая рейка с электроусилителем корейской фирмы Mando! Вместо удручающих четырех оборотов между крайними положениями здесь всего 3,2. Хорошо обозначено нейтральное положение, ощутимо и нарастание усилия в поворотах, в которые Калина Спорт заходит гораздо охотнее и с меньшими кренами. Поворачиваемость приблизилась к нейтральной — отмеченная нами патологическая тяга к сносу передних колес заметно уменьшилась. Приятно, что плотная подвеска не боится неровностей в поворотах — при попадании в яму Калина не спрыгивает с траектории.

Передние кресла — со старой арматурой. Хорошо, что профиль спинки человечнее, чем у обычных Приор, а набивка жестче

Передние кресла — со старой арматурой. Хорошо, что профиль спинки человечнее, чем у обычных Приор, а набивка жестче

Конечно, плавность хода стала хуже — прежде всего, из-за рьяного повторения профиля дороги. Это же снижает точность при движении по скоростной прямой. Но по сравнению с Приорой это сущий пустяк.

— Давненько я так медленно не ездил, — констатировал Растегаев после поездки от Москвы до полигона на Приоре Купе. — А в пологих дугах и вовсе страшно!

Странно: углы установки колес в норме, но управляемость... Угадать нужный угол поворота руля крайне сложно — в повороте все время приходится то докручивать, то распускать баранку. Беспросветная недостаточная поворачиваемость вкупе с низкой чувствительностью руля и запаздываниями реакций: на ходу можно смело дергать руль туда-сюда на 90 градусов — Приора даже не сместится за пределы полосы!

В сервисе Калина простояла чуть больше двух часов и выехала в город со сбитым «нулевым» положением руля, хотя и побывала на стенде регулировки углов установки колес

В сервисе Калина простояла чуть больше двух часов и выехала в город со сбитым «нулевым» положением руля, хотя и побывала на стенде регулировки углов установки колес

Справа — электроусилитель калужского завода Автоэлектроника, слева — дефектный агрегат Mando. На Калине Спорт они не взаимозаменяемы!

Справа — электроусилитель калужского завода Автоэлектроника, слева — дефектный агрегат Mando. На Калине Спорт они не взаимозаменяемы!

Такова трансформация нашей Калины Спорт — вытащить из спинки сиденья правый подголовник без инструмента почти невозможно

Такова трансформация нашей Калины Спорт — вытащить из спинки сиденья правый подголовник без инструмента почти невозможно

Под поликом багажника у обеих Лад полноразмерные запаски с легкосплавными колесами

Под поликом багажника у обеих Лад полноразмерные запаски с легкосплавными колесами

Диаметр задних тормозных дисков — 260 мм, суппорты — английской фирмы TRW. Поначалу владельцы спорт-Калин мучились из-за отсутствия в магазинах тормозных колодок — подобрать их удалось от малыша Fiat Panda

Диаметр задних тормозных дисков — 260 мм, суппорты — английской фирмы TRW. Поначалу владельцы спорт-Калин мучились из-за отсутствия в магазинах тормозных колодок — подобрать их удалось от малыша Fiat Panda

Под капотом — обычный шестнадцатиклапанник ВАЗ-21126 от Приоры. В начале производства в 2008 году у Калины Спорт 1.6 была собственная программа управления двигателем, но с осени прошлого года, когда Калины получили электронный привод газа, «прошивка» стала единой

Под капотом — обычный шестнадцатиклапанник ВАЗ-21126 от Приоры. В начале производства в 2008 году у Калины Спорт 1.6 была собственная программа управления двигателем, но с осени прошлого года, когда Калины получили электронный привод газа, «прошивка» стала единой

Ни я, ни Олег, ни даже наш главный «эксперт по лосям» Ярослав Цыпленков с первого раза не смогли проехать «переставку» на начальной скорости 65 км/ч. Помучившись, мы все-таки смогли запихнуть Купе между конусами на 70,4 км/ч, повторив результат 2007 года. Но какой ценой...

Калина Спорт чуть тяжелее Приоры Купе (1101 кг против 1072), зато оригинальные бамперы и спойлер на пятой двери сделали машинку краше

Калина Спорт чуть тяжелее Приоры Купе (1101 кг против 1072), зато оригинальные бамперы и спойлер на пятой двери сделали машинку краше

Калина Спорт после этого — паинька. Максимальная скорость на «лосином тесте» — 74,5 км/ч, почти на 10 км/ч выше, чем у обычной Калины! И вполне возможно, что мы бы смогли добавить еще километр-другой, если бы не отказал электроусилитель руля. Тот самый, фирмы Mando. Сначала он отрубился на время, но после перезагрузки методом выключения зажигания мы решили еще разок «переставиться». Рывок руля — и баранка встает колом! Даже на месте колеса не повернуть.

Лада Калина Спорт

Лада Калина Спорт

Лада Приора Купе

Лада Приора Купе

У всех трех зеркал Приоры Купе разные диоптрии. Вдобавок левая щетка оставляет огромный неочищенный клин возле стойки. Ориентироваться в пространстве за рулем Калины гораздо проще — у нее больше зона остекления и огромные удобные зеркала

Лезем под переднюю панель, отсоединяем жгут проводов от усилителя — и на сервис. На следующий день Калина уже стояла в ремзоне бок о бок с фургончиками Fiat Ducato (дилер оказался мультибрендовым). Убедившись в кончине усилителя, механики споро принялись за его замену на узел калужского завода Автоэлектроника — такие ставят на обычные Калины. Взаимозаменяемы? «Полностью», — успокоили нас «гарантийщики». Но еще на стоянке возле сервиса руль вращался заметно туже, чем прежде, а усилие нарастало волнообразно. А на ходу... Усилитель то выключался полностью, то, наоборот, помогал слишком рьяно, убивая все признаки информативности. Позже пресс-служба АвтоВАЗа подтвердила, что на Калину Спорт — только Mando. Увы, судя по отзывам владельцев на интернет-форуме, отказывают корейские узлы довольно часто.

Пара из ОПП
Корпус воздушного фильтра не закреплен, уровень антифриза ниже нормы, а провисшая дверь уже сбила краску на центральной стойке

Корпус воздушного фильтра не закреплен, уровень антифриза ниже нормы, а провисшая дверь уже сбила краску на центральной стойке

Не без мучений, но заднее сиденье Приоры Купе нам удалось разложить полностью

Не без мучений, но заднее сиденье Приоры Купе нам удалось разложить полностью

И все же именно этот хэтчбек на сегодняшний день похож на автомобиль больше всей остальной продукции АвтоВАЗа. Вот только за 350 тысяч можно купить обычную Калину в комплектации Люкс (а это и АБС, и две подушки безопасности, и аудиосистема) с таким же «приоровским» мотором. А на сэкономленные 50 тысяч рублей поставить подвеску даже серьезнее, чем на Спорте. Жаль, что короткой «рейки» для Калины на рынке запчастей не сыщешь, хотя заводчане в который раз говорят, что она должна появиться на всех Калинах.

Ну а Приора — откровенно сырое изделие. Вне зависимости от того, сколько у нее дверей: три, четыре или пять.

Пара из ОПП

|

Паспортные данные

|||| |Автомобили ||Лада Калина Спорт |Лада Приора Купе | |Тип кузова ||пятидверный хэтчбек |трехдверный хэтчбек | |Число мест ||5 |5 | |Размеры, мм |длина |3905 |4210 | |ширина |1700 |1680 | |высота |1480 |1435 | |колесная база |2475 |2492 | |колея передняя/задняя |1440/1405 |1410/1380 | |Объем багажника, л ||235/545*|360/705* | |Снаряженная масса, кг ||1080 |1088 | |Полная масса, кг ||1555 |1578 | |Двигатель ||бензиновый, с распределенным впрыском топлива || |Расположение ||спереди, поперечно |спереди, поперечно | |Число и расположение цилиндров ||4, в ряд |4, в ряд | |Рабочий объем, см3||1596 |1596 | |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм ||82,0/75,6 |82,0/75,6 | |Степень сжатия ||10,3:1 |10,3:1 | |Число клапанов ||16 |16 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||98/72/5600 |98/72/5600 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||145/4000 |145/4000 | |Коробка передач ||механическая, 5-ступенчатая |механическая, 5-ступенчатая | |Главная передача ||3,90 |3,70 | |Привод ||передний |передний | |Передняя подвеска ||независимая, пружинная, McPherson |независимая, пружинная, McPherson | |Задняя подвеска ||полузависимая, пружинная |полузависимая, пружинная | |Передние тормоза ||дисковые, вентилируемые |дисковые, вентилируемые | |Задние тормоза ||дисковые |барабанные | |Шины ||195/50 R15 |186/65 R14 | |Максимальная скорость, км/ч ||170 |183 | |Время разгона 0—100 км/ч, с ||10,7 |11,5 | |Расход топлива, л/100 км |городской цикл |8,3 |9,8 | |загородный цикл |н.д.** |5,6 | |смешанный цикл |6,5 |7,2 | |Емкость топливного бака, л ||50 |43 | |Топливо ||бензин АИ-95 |бензин АИ-95 | |* С разложенным задним сиденьем
** Н.д. — нет данных ||||

|

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей

||| |Автомобили |Лада Калина Спорт |Лада Приора Купе | |БЕЗОПАСНОСТЬ ||| |Фронтальные подушки безопасности |– |+ | |Преднатяжители передних ремней безопасности |– |+ | |АБС |– |+ | |Противотуманные фары |+ |+ | |Подголовники задних сидений |+ |+ | |КОМФОРТ ||| |Кондиционер |+ |+ | |Электроусилитель рулевого управления |+ |+ | |Регулируемая по углу наклона рулевая колонка |+ |+ | |Центральный замок (дистанционный) |+ |+ | |Электропривод и обогрев наружных зеркал |+ |+ | |Электростеклоподъемники |+ |+ | |Обогрев передних сидений |+ |+ | |ЭЛЕКТРОНИКА ||| |Аудиоподготовка |+ |+ | |Противоугонная сигнализация |+ |+ | |Датчики света и дождя |– |+ | |Маршрутный компьютер |+ |+ | |Радар парковки задний |– |+ | |ВНЕШНОСТЬ ||| |Легкосплавные колеса |+ |+ | |Окраска «металлик» |+ |+ | |ПРАКТИЧНОСТЬ ||| |Складывающееся раздельное заднее сиденье |+ |+ | |Полноразмерное запасное колесо |+ |+ | |Цена тестируемого автомобиля, руб. |384500 |408300 | |Шины |Pirelli Cinturato P6 |Кама Euro 236 | |(+) Комплектация базовой версии
(–) Не установлено на участвовавшем в тесте автомобиле|||

|

Некоторые результаты измерений Авторевю

|||| |Параметры ||Автомобили || |Лада Калина Спорт |Лада Приора Купе | |Максимальная скорость, км/ч ||174,5 |185,3 | |Время разгона, с |0—50 км/ч |3,7 |3,8 | |0—100 км/ч |10,9 |11,0 | |0—150 км/ч |29,0 |26,3 | |на пути 400 м |17,8 |17,5 | |на пути 1000 м |34,6 |33,1/33,2 | |60—100 км/ч (III) |6,8 |7,3 | |60—100 км/ч (IV) |12,1 |13,0 | |80—120 км/ч (V) |18,2 |19,1 | |Торможение со скорости 100 км/ч, м ||46,7 |44,2 |

Scriptio: Владимир Мельников, Олег Растегаев.

Автомобильные новости