Porsche 944: сорок лет исполнилось демократичному спорткару
Всё, что не 911, приводит вас в замешательство? Объясняем разницу между Porsche 944, 924 и 928.Не меньший шквал критики вызвала и внешность автомобиля, которая к тому же была разработана при участии уроженца Риги Анатолия Лапина. Пусть и не чистокровного русского, но и не немца. А где это видано, чтобы автомобили Porsche разрабатывали иностранцы?
А как вам выпуск Porsche 924 не в Штутгарте, а в Неккарсульме, на заводе Audi?!
Возмущению поклонников марки не было предела, правда, потом страсти поутихли. После того, как разработанный опять-таки при участии Лапина и ещё один принятый в штыки спорткар, Porsche 928, в 1978 году был признан европейским автомобилем года. Эта победа в престижном конкурсе заставила многих пересмотреть свои взгляды на новую стилистику фирмы. На Porsche 924 стали смотреть более благожелательно и даже находить объяснение многим его особенностям, ранее нещадно критикуемым.
Гнев на милость
Непривычный дизайн? Зато отличная аэродинамика. Посадочная формула 2+2 с намёком на задние сидения? Да такими, что туда будет негуманно посадить даже злейшего врага? Так в других спорткарах встречалась ещё более садистская задняя «лавка». Слабый мотор? А вы забыли, сколько стал стоить литр бензина после арабо-израильской войны 1973 года? К тому же использование двигателя Volkswagen позволило сократить производственные расходы, что положительно сказалось на цене машины.
Двигатель спереди, а коробка передач сзади? Да, непривычно. Зато развесовка по осям получилась идеальной — 50:50. Многим не нравились убирающиеся фары и стеклянная крышка багажника, но именно они придавали машине футуристичный вид, благодаря чему штутгартский спорткар выглядел не хуже, чем итальянские конкуренты. Не говоря уж о консервативных, старомодных британских оппонентах, которые так и застряли в шестидесятых ходах, в то время как Porsche 924 был шагом в будущее.
Так оно и оказалось. Простояв на конвейере до 1988 года, машина была отправлена на пенсию, разойдясь по свету тиражом в 150 тысяч экземпляров. Впрочем, на пенсию она ушла весьма условно, потому что в 1982 году начался выпуск Porsche 944. По сути, модернизированной и более дорогой версии 924-й модели. У обеих машин была одинаковая колесная база (2400 мм), но Porsche 944 был длиннее на 9 см (4,3 м) и шире на 7 см (1,75 м). Если поставить две машины рядом, то несведущий человек вообще не догадался бы, что это разные модели, настолько малы были различия, которые приходилось отыскивать буквально с лупой. Если не с микроскопом.
И пускай внешность машины изменилась не сильно, зато всё остальное «перетряхнули» более основательно. Базовая модификация оснащалась четырехцилиндровым 2,5-литровым 163-сильным мотором, который фактически являлся половинкой 8-цилиндрового 4,5-литрового двигателя Porsche 928. Разумеется, серьезно доработанной.
Машина оснащалась пятиступенчатой «механикой», опционально можно было заказать трехступенчатый автомат. Porsche 944 весил 1180 кг, на покорение первой сотни ему требовалось 9 секунд, а максимальная скорость составляла 210 км/ч. Показатели хоть и не выдающиеся, зато расход топлива составлял всего 10,5 л на 100 километров пробега. После пережитого в 1973–1974 годах нефтяного кризиса, этот показатель потенциальный покупатель оценивал одним из первых.
Это неудивительно, ведь немцы ещё не забыли, как во время кризиса были запрещены поездки на личном транспорте в воскресенье. А англичане и вовсе словно вернулись во времена Второй мировой войны и могли купить бензин только по талонам. Длиннющие очереди на американских заправках в те годы очень любили красочно описывать советские журналисты и их коллеги из стран народной демократии. Дескать, посмотрите, до чего довели свой несчастный народ американские капиталисты, империалисты и милитаристы впридачу. Бедолгам приходится стоять в многочасовых очередях за топливом, а вот в СССР и странах соцлагеря такой кошмар представить невозможно.
После потрясений
Но в 1982 году нефтяной кризис остался в прошлом, цена нефти была стабильной, и про очереди и талоны постарались забыть как можно скорее. Поэтому ничего не мешало автопроизводителям, включая Porsche, начать выпуск мощных автомобилей.
я выбрал вместо рекламы.
В 1985 году появился Porsche 944 Turbo c 220-сильным мотором, в 1987 году на модификацию Porsche 944 S установили форсированный до 190 л.с. 2,5-литровый атмосферник, через год в продажу поступил 250-сильный Porsche 944 Turbo S, и в 1989 году начался выпуск модификации Porsche 944 S2 с трехлитровым 211-сильным атмосферником.
То есть покупатель мог выбрать модификацию себе по вкусу и финансовым возможностям, но самое главное — уже никто не называл Porsche 944 пародией на спорткар, как это случалось с 924-й моделью. Тем более что самая мощная модификация 944 Turbo S преодолевала первую сотню за 5,5 секунды и разгонялась до 261 км/ч. Если это не полноценный спорткар, то что тогда?!
я выбрал вместо рекламы.
Из других особенностей Porsche 944 стоит отметить переднюю и заднюю подвеску с алюминиевыми рычагами, постоянно критикуемый багажник ёмкостью всего 250 литров, появившиеся в 1987 году подушки безопасности для водителя и пассажиров и предлагавшуюся за доплату антиблокировочную систему.
В 1985 году Porsche 944 пережил модернизацию, в результате которой получил новые бамперы, увеличенный топливный бак, сидения с подогревом, новую приборную панель и улучшенную шумоизоляцию салона. Годом ранее в США было открыто американское отделение Porsche Cars North America, которое стало продавать и обслуживать в Новом Свете спорткары Porsche, включая 944-ю модель.
Это был поистине судьбоносный шаг, ведь благодаря бездонному американскому рынку удалось произвести с 1982 по 1991 год 163 192 купе и кабриолетов Porsche 944. Из которых в США было экспортировано почти 83,5 тысячи спорткаров, что позволило Porsche 944 стать одной из самых массовых моделей в истории Porsche. Это очень хороший результат, ведь 944-я модель представляла собой лишь немного видоизмененный и доработанный Porsche 924, которые многие вообще отказывались считать «настоящим» Porsche. Сколько потоков критики, а порой и откровенной брани было выплеснуто на этот автомобиль — вспоминать страшно.
Самое интресное, что через несколько десятилетий история повторится, когда Porsche выпустит кроссовер Cayenne. Чем опять приведет поклонников марки в состояние глубочайшего изумления, граничащего с шоком. Однако именно Cayenne вывезет финансовые показатели Porsche на новые вершины и станет одной из самых популярных моделей штутгартской компании.
Стоит отметить ещё один любопытный момент. После того как Porsche 924 подвергли массированной обструкции в 1976 году, мало кто мог поверить в то, что этот автомобиль не только простоит на конвейере долгие двенадцать лет, но и построенные на его платформе преемники будут выпускаться до 1995 года. Именно в том году был снят с производства Porsche 968, который стал сменщиком Porsche 944 в 1991 году. Таким образом, с 1976 по 1995 год в производстве находились три близкородственные модели.
И хотя Porsche 968 был выпущен тиражом всего 11 763 экземпляра, тем не менее, совокупный тираж моделей 924, 944 и 968 составил почти 325 тысяч штук. Для фирмы, специализировавшейся исключительно на выпуске спорткаров — причем недешевых — это можно считать весьма неплохим результатом.
И пускай Porsche 944 не стал таким культовым спорткаром, как 911-я модель, но свой след в мировой автомобильной истории он оставил. Не как выдающийся автомобиль — он таким изначально не замышлялся и таковым не был — а как пример очень грамотного продвижения продукта, поначалу очень плохо принятого рынком. Несмотря на всю посредственность Porsche 924, «девятьсот сорок четвертый» был, в прямом смысле слова, доведен до ума и посрамил всех критиков, ярко продемонстрировав генетику Porsche. А заодно стал одним из немногих спорткаров восьмидесятых годов, которые можно было использовать для повседневной эксплуатации, как обычный легковой автомобиль. При этом машина была резвой и скоростной, с хорошей управляемостью и дарила любителям прохватить с ветерком массу положительных эмоций.