quto.ru
Опубликовано 20 ноября 2021, 18:20
7 мин.

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

Trabant и «Жигули» — это лишь верхушка автомобильного айсберга
Английское издание Autocar назвали хорошие, плохие и странные автомобили из Восточной Европы и России. Автопроизводители из этих стран использовали ограниченные средства, чтобы посадить миллионы своих жителей на автомобили. Некоторые фирмы делали упор на дизайн, чтобы завоевать зарубежные рынки. От эконом каров с приглушенными итальянскими генами до экспериментальных среднемоторных купе — вот некоторые из хитов, промахов и просто странных автомобилей, появившихся на свет в восточноевропейской и российской автомобильной промышленности.

Zastava 750 (1955)

Югославская «Застава» начала свое сотрудничество с Fiat, когда в 1954 году приступила к производству модели 1400. Относительно большой и дорогой автомобиль нашел мало покупателей в Югославии. И фирма быстро перешла на более экономичный рынок, получив лицензию на производство нового на тот момент Fiat 600 для местного рынка. Первые образцы были изготовлены с использованием деталей, доставленных из Италии, но вскоре Zastava начала производить модель с нуля, чтобы удовлетворить растущий местный спрос на дешевый и простой вид транспорта.

Под опекой Zastava модель 600 получила несколько изменений, но ни одно из них не было таким экстремальным, как четырехдверный кузов от испанского Seat. В финальной версии модели использовался 848-кубовый четырехцилиндровый двигатель мощностью 32 л.с., которого было достаточно, чтобы разогнать автомобиль с нуля до 100 км/ч за 29,4 секунды. В отличие от него, оригинальному 21,5-сильному 600-му двигателю требовалось более минуты, чтобы разогнаться до «сотни».

Tatra 603 (1956)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

Tatra заслужила свою собственную главу в истории автомобильного дизайна. Модель 603 была представлена в 1956 году, она стала последней в длинном ряду перспективных автомобилей, отличавшихся аэродинамичным кузовом и двигателем V8 с воздушным охлаждением, установленным позади салона.

В Восточной Европе Tatra 603 была именно тем автомобилем, который никто не хотел видеть по утрам под своими окнами, потому что этот величественный седан использовался в основном высокопоставленными правительственными чиновниками. Tatra экспортировала часть серийного производства, например, у Фиделя Кастро был экземпляр белого цвета с кондиционером.

Skoda 1000 MB (1964)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

Приступая к разработке этой модели, компания Skoda обратила свой взор на запад. Многие из самых популярных автомобилей в Западной Европе оснащались задним расположением двигателя, например Volkswagen Beetle, Renault 8 и Fiat 600. Фирма экспериментировала с переднемоторными переднеприводными и переднемоторными заднеприводными прототипами, но в конечном итоге выбрала заднемоторную заднеприводную компоновку. Первый вариант был признан слишком смелым, а второй был исключен, так как он был слишком близок к устаревшей на тот момент Octavia. Производство 1000 МВ закончилось в 1969 году, но Skoda продолжала выпускать заднемоторные автомобили до 1990 года.

Trabant 601 (1964)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

В 1964 году Trabant 601 заменил модель 600 как базовый вид транспорта, который могли позволить себе даже рабочие завода. В нем не было ничего революционного — он сохранил двухтактный двухцилиндровый двигатель своего предшественника и кузов из дюропласта. С точки зрения дизайна, 601-й немного напоминал Peugeot 404, который уменьшился в стиральной машине.

Официальные лица ожидали замены 601-го в начале 1970-х годов, но в итоге модель просуществовала практически без изменений до 1990 года. Ее стоимость и имидж резко упали после воссоединения Германии в 1989 году. Восточногерманские водители бросали их на улицах, как только у них появлялся доступ к более быстрым и современным автомобилям западного производства. Это неожиданно создало непредвиденную проблему утилизации тысяч «Трабантов», скопившихся по всей Восточной Германии. Склады металлолома не принимали их, потому что кузов был сделан не из металла. Некоторые предлагали переплавлять их в топливо для обогрева домов, а одна компания дошла до того, что создала бактерии, пожирающие «Трабанты», благодаря которым кузов исчезал всего за 20 дней.

ЗАЗ 966 (1966)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

965-й был настолько несовершенен, что компания решила разработать его преемника с нуля, вместо того, чтобы постепенно улучшать его на протяжении десятилетий.

В 1966 году он был заменен на значительно более совершенный 966. Новая модель была более комфортной и просторной, а также получила улучшенную систему охлаждения.

Модель 966 представляла собой заднемоторный двухдверный седан, который внешне напоминал NSU Prinz и Chevrolet Corvair. В 1971 году он превратился в модель 968, которая оставалась в производстве с незначительными изменениями до 1994 года. Он запомнился как последний серийный автомобиль с двигателем V4.

Лада 2101 (1970)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

Первый автомобиль Lada дебютировал в 1970 году. Он был создан на базе хорошо зарекомендовавшего себя седана Fiat 124, но Lada внесла в конструкцию несколько изменений, чтобы помочь ей выдержать натиск российских дорог. Изменения включали в себя более новый двигатель, более толстые панели кузова для повышения устойчивости к ржавчине и модернизированные детали подвески.

В одночасье 2101 стал народным автомобилем России. Производство было прекращено только в 1988 году, уже после того, как Fiat снял с производства седан 124 в Италии. Lada заменила его парой обновленных моделей под названием 2105 и 2107, которые оставались в производстве до начала 2010-х годов. Lada выпустила свой последний автомобиль на базе 124, универсал 2104, в 2012 году.

Zastava Skala (1971)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

В 1971 году Fiat и Zastava сделали еще один совместный шаг вперед, начав производство четырехдверного седана 128. Модельный ряд расширился в конце 1971 года с запуском специфического для марки варианта хэтчбека, вдохновленного моделью Simca 1100. Модель называлась 101, хотя в течение своего долгого жизненного цикла она носила много разных имен (включая Skala) на разных рынках.

Ответвление 128 оставалось в производстве до 2008 года. Zastava заставила всех удивиться, когда представила обновленную модель на автосалоне в Белграде в 2008 году. Последняя эволюция Skala получила алюминиевый радиатор, обновленные детали ходовой части и более современно выглядящую панель приборов. Это были небольшие, но значительные изменения для модели, которая ведет свою историю от победителя конкурса «Автомобиль года Европы» 1970 года.

Польский Fiat 126p (1973)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

Fiat беспечно пробирался все дальше и дальше в Восточную Европу в поисках дополнительных доходов. Запустив польское производство модели 125p, предоставив Lada базовый дизайн модели 124 и позволив Zastava назвать модель 128 своей, компания продала лицензию на производство модели 126 польской компании Fabryka Samochodów Małolitrażowych (FSM). Производство началось в 1973 году, и модель 126 — в просторечии называемый Maluch, «маленький» на польском языке — быстро стал одним из самых популярных автомобилей в Польше, отчасти благодаря своей низкой цене и простому дизайну. Чтобы собрать миллион экземпляров, FSM понадобилось меньше 10 лет.

Cinquecento заменил модель 126 в Западной Европе в 1991 года, но польское производство продолжалось до 2000 года. Около 3,3 млн. из 4,6 млн. автомобилей 126 носили маркировку «Сделано в Польше».

Лада Нива (1977)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

В инструкции, данной дизайнерам Lada Niva, говорилось, что автомобиль должен быть похож на Renault 5 на шасси Land Rover. Миссия была выполнена. Прошедшая интенсивные испытания в узбекской пустыне, «Нива» поступила в продажу в России в 1977 году как неприхотливый и пригодный для ежедневной езды внедорожник, который был дешев в производстве и прост в обслуживании. Lada испытывала прототипы с открытым верхом, похожие на джипы, но после изучения суровой реальности сибирской зимы разумно выбрала конфигурацию с закрытой крышей. До сих пор модель продается у нас без глобальных изменений.

Все цены и комплектации Лада Нива в каталоге Quto

Лада Спутник/Самара (1984)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

Lada Samara первоначально носила имя Sputnik на своем домашнем рынке. «Самара» стала первым автомобилем «Лады», разработанным без участия Fiat. Итальянская компания якобы не хотела помогать своему российскому партнеру в создании переднеприводной модели, опасаясь конкуренции. Вместо этого Lada прибегла к помощи Porsche в качестве консультанта, провела сравнительный анализ различных моделей, включая популярный Volkswagen Golf, и разработала хэтчбек, который даже выводила на международный рынок. У нас модель выходила с конвейера до 2012 года.

Yugo (1985)

Самые странные автомобили из России и стран Восточной Европы

Автомобиль Yugo, начал свою жизнь в Югославии в 1977 году как Zastava Koral. Это была эволюция Fiat 127 с более громоздким дизайном. Он был разработан для местного рынка и парочки экспортных рынков, где покупатели умилялись восточноевропейскими автомобилями, в том числе для Америки.

Малком Бриклин, основатель Subaru of America, увидел в Koral проблеск потенциала. Он представлял его как эквивалент Subaru 360, который он импортировал в 1980-е годы в качестве альтернативы европейским экономичным автомобилям. Бриклин помог разработать модель для США, назвал ее Yugo и импортировал первые образцы в 1985 году. Сначала она продавалась очень хорошо, но ее успех был недолгим. Страдая от проблем с качеством, Yugo стал предметом всех шуток в Америке. Продажи прекратились в 1992 году после того, как Yugo America подала заявление о банкротстве.

Автомобильные новости