"Шеви-Нива" размножается
В конце ноября мы побывали в Тольятти на СП "GM-АвтоВАЗ". В первую очередь ездили, чтобы посмотреть на производство Chevrolet Niva и Chevrolet Viva. Но после экскурсии по предприятию менеджер по экспериментальным и перспективным разработкам Вадим Классен показал нам две машины: почти стандартную Niva и "самую внедорожную" модификацию Trophy, которая появится на конвейере в следующем году.
Просто Niva
Как уже не раз сообщалась, Niva готовится к рестайлингу. Он, как рассказал Вадим Классен, состоится не раньше 2007 года. Однако в чем именно будет заключаться это обновление - пока секрет. Видимо, немного изменят и внешность, и интерьер, и "механическую" часть машины.
Так что прототипа обновленной "Нивы" мы не увидели, равно как и не увидели модификации с двигателем Opel объемом 1,8 литра. Сейчас известно, что такой автомобиль будет называться Niva FAM1 (это "фабричное" обозначение модели немецкого двигателя, которое в случае Chevy-Niva стало торговой маркой). Niva FAM1 станет значительно безопасней нынешней модели. Во-первых, доработали кузов машины, где появились зоны программируемой деформации, а во-вторых, комплектация FAM1 включает ABS, подушки безопасности и ремни с преднатяжителями. Благодаря всему этому автомобиль должен с запасом укладываться в "четырехзвездочную" категорию на тестах EuroNCAP.
Стоить такой автомобиль будет 538 тысяч рублей. Это, конечно, немало для отечественной машины, но, с другой стороны, очень немного для иномарки с "нивовскими" внедорожными качествами. Интересно, что "безопасными" элементам кузова FAM1 "поделится" и с более дешевыми версиями "Нивы".
Вместо рестайлинговой "Нивы" Вадим Классен показал нам испытательный прототип - машину, на которой конструкторский отдел пробует разные "усовершенствования", которые затем попадают (или не попадают) на серийную модель. Кстати, за время производства "Нивы" было внесено около двух тысяч изменений в конструкцию (не считая полутора тысяч при подготовке к серийному выпуску).
Снаружи "необычность" опытной "Нивы" выдает новый, довольно приятный сине-голубой цвет, который пока не используют на конвейере. Внутри - новое програмное обеспечение управления двигателем, "вписывающее" его в экологические нормы "Евро-3" и улучшающее тягу на "низах". Как рассказал Классен, проблем с "Евро-3" в российских условиях никаких- тестовая машина в мороз заводится без проблем, и к бензину не слишком привередлива. Кроме того, стоимость "экологических" доработок оказалась довольно низкой.
В салоне опытной "Нивы" новая передняя панель из бежевого пластика. На СП пока думают - стоит выпускать такую версию панели или нет. Говорят, что бежевый пластик смотрится дороже черного… Но это, на наш взгляд, спорно. А вот синие шкалы приборов, напротив, нам очень понравилось. Гораздо приятнее и информативнее белых с оранжевой подсветкой, что сейчас используют на серийных машинах.
На той же Ниве "обкатывается" новый материал обивки сидений - современная ткань, приятная на вид и на ощупь. Как на иномарках. Салон благодаря ей абсолютно перестал выглядеть "по-совковому". Говорят, что такие салоны будут устанавливать на "Нивы" уже в декабре. Наконец, там появилось обшитое кожей рулевое колесо и "тестовые" набалдашники рычагов КПП и "раздатки". Один - от Nissan X-Trail, второй - от Ford Focus ST. Оба - удобнее и симпатичнее штатных. Как рассказывает Классен, поставщик может "подогнать" любой понравившийся под размеры и дизайн салона "Нивы", и тогда новшество можно запускать в серию.
На ходу "почти стандартная Niva" - очень неплоха! По меркам легковых машин подвеска, конечно, жестковата, и вертикальные ускорения велики, особенно на трассе. С другой стороны, 120 километров в час по спидометру она едет легко - не рыскает, не слишком шумит - можно разговаривать не повышая голоса. В целом, конечно, Niva не городской автомобиль (в привычном понимании этого слова) - ездить на нем по пробкам и получать от этого удовольствие смогут только фанаты. А вот для жителе провинции, где с хорошими дорогами туговато, очень неплохой вариант.
Зачем нужна вся эта жесткость подвески. понимаешь на проселке - по нему Нива просто летит! Потряхивает конечно, но подвеску даже на огромных кочках пробить невозможно. Ощущение, что скорее она подпрыгнет всеми четырьмя колесами, чем пропустит удар. Рулевое управление - не слишком острое, но для внедорожника это скорее "плюс". И гидроусилитель настроен неплохо - усилие на нем ощущается, но удары лишние он не передает. Проходимость (где мы смогли попробовать) - впечатляет. Машина буксует всеми колесами вместе и поочередно, но при забирается на такие склоны! И это на снегу со льдом, и обычных гражданских шинах - зимних, конечно.
Непросто Niva
"Трофи" (Trophy) - это "более внедорожная" версия обычной "Нивы". Отличия от серийной машины - другая главная пара трансмиссии (4,3 вместо 3,9, что обеспечивает большую тягу "на низах"), механический автонатяжитель цепи ГРМ (обеспечивает постоянное натяжение цепи ГРМ и повышает давление в системе смазки), самоблокирующиеся передний и задний дифференциалы "Квайф" (quaife), внедорожные шины и шноркель (вынесенный наверх воздухозаборник), который позволяет форсировать глубокие броды без риска получить гидроудар. Ко всему этому прилагаются воздушный фильтр нулевого сопротивления и "внедорожные" амортизаторы - они изготавливаются на базе штатных, но настроены иначе. Машина была разработана одним из дилеров "GM-АвтоВАЗ", фирмой "Крумб-сервис", но заводским конструкторам так понравилась идея Trophy, что было решено наладить ее серийный выпуск - совместно с "Крумб-сервисом".
Выглядит "Трофи" как покоритель бездорожья - стильные черные колеса, некрашеные пластиковые бамперы (царапин можно не бояться, к тому же не так жалко сломать), пластиковый воздуховод-шноркель, багажник на крыше с дополнительными фарами и специальным "внедорожным" домкратом, а также съемная электролебедка. В салоне - практичные кожаные кресла со вставками из прочной ткани и сетки для груза в багажнике.
Как едет? В тех условиях, в которых нам довелось опробовать Ниву-Трофи, реальную помощь всех внедорожных аксессуаров оценить было сложно - "специальная" машина с удовольствием проделывала те же упражнения, что и серийный автомобиль. Только если на обычной Ниве порой приходится "газовать", то "Трофи" со всеми препятствиями справляется даже внатяг. Очень понравились "зубастые" шины - "гребут" отлично. "Нива" на обычных покрышках буксовала заметно больше.
При относительно быстрой езде, несмотря на усиленную подвеску Trophy, особого дискомфорта не испытываешь. На асфальте мелкие неровности "тонут" в высокопрофильных шинах BFGoodrich, а крупные машина проходит упруго - как и подобает внедорожнику.
Управляемость здесь "специфическая". Передний межколесный дифференциал настроен так, чтобы блокироваться лишь в "крайних" случаях - когда разница в скорости вращения правого и левого колес действительно большая. Тем не менее, даже такой "ослабленный" "квайф" наделяет машину заметной недостаточной поворачиваемостью. Да и усилия на руле из-за него кажутся значительно более искуственными, чем на обычной "Ниве". Поэтому, как считает Классен, в базе устанавливать самоблокирующийся дифференциал не стоит - для большинства случаев хватит и заднего. Кроме того, машина с "квайфом" сзади и свободным передним дифференциалом получит выраженный "заднеприводный" характер. А значит, ее можно будет ставить "боком" играя газом - а на грязи или в снегу это доставляет немалое удовольствие. Впрочем, отчаянные фанаты внедорожных приключений смогут, если захотят, заказать у дилера установку и переднего дифференциала.
Вадим Классен говорит, что эта машина, несмотря на все ее "офф-роудовские" качества, все же не "настоящий внедорожный снаряд", на котором можно участвовать в трофи-рейдах и прочих экстремальных соревнованиях. Niva Trophy создана для других целей - она позволяет своему хозяину без опаски путешествовать "одной машиной" вдали от цивилизации. Сейчас же владельцы "Нив" из-за "небольшой автономности" отправляются в такие путешествия лишь группами из двух трех-машин. А Trophy, даже если ее "засадить", можно вытащить лебедкой, которая монтируется за несколько минут, или призвать на помощь ручной "домкрат", набор ремней-тросов и так далее… Не исключено, что в качестве опции появится даже GPS-приемник. В общем, все "как у взрослых".
Scriptio: Михаил Цымбал, Дмитрий Ларченко.