Шоковая терапия
Статьи хорошо начинать с чего-нибудь шокирующего, считается в журналистике — тогда, мол, читатель будет заинтригован. Хотите быть шокированными и заинтригованными? А пожалуйста! Комплект «ламбо-дверей» на нашу тестовую BMW M3 стоит что-то около 700 тысяч рублей! Да-да, в нулях я не ошибся. Не семьдесят — семьсот! И двери эти — не колхоз-тюнинг, а официальная опция отделения BMW Individual. Так-то!
Шок прошёл? Хорошо. Оказалось, что при выдаче машины люди из BMW надо мной, похоже, подшутили. По крайней мере, на модифицированных механизмах дверей красуется логотип известной компании LSD (так и расшифровывается — Lambo Style Doors) — а комплект таких «дверей» стоит как раз около 70 тысяч. К слову, механизм работает отвратительно: горизонтальный люфт огромный, поднять дверь вверх из салона тяжеловато (девушкам будет нелегко!), а из-за некоторых конструктивных особенностей передние крылья этими дверьми активно мнутся. И кому они нужны?
Ладно, закончили с этими дверьми. Переходим к другому шоку — роботизированная коробка передач на BMW M3 стала первой, которая меня не смутила. Да, я адепт честной «механической» коробки передач и мне не лениво самому переключать передачи и выжимать сцепление в пробках. В этот раз я был приятно удивлён: когда забрал машину, пару минут поездил в автоматическом режиме. Так себе удовольствие — коробка дёргает, временами медлит или путается в передачах, мотор периодически слишком долго «висит» на высоких оборотах. Поэкспериментировал с настройками — сатисфакции не достиг. Плюнул, да переключился в ручной.
Другое дело! Ведь ручной режим простой и честный, как Форрест Гамп. При достижении предельных оборотов коробка и не подумает переключаться вверх. Её логика проста: «раз водитель зажигает на предельных оборотах, значит ему это зачем-то нужно». Умница! Тем более, что упереться в отсечку случайно практически невозможно, ведь восемь ярких светодиодов, расположенные прямо над тахометром, последовательно вспыхивают по мере приближения стрелки к предельным оборотам — не заметить такой «статус-бар» просто невозможно. К слову, такой «шифт-лайтер» куда удобнее обыкновенной лампочки, которая загорается по достижении определённых оборотов, ведь свои обороты мотор на разных передачах набирает с разной скоростью — нужно и разное время реакции. А здесь не ошибёшься.
Вниз коробка переключиться по собственному усмотрению уже может. Но своевольничает она только в том случае, когда обороты падают до уровня холостых, то есть при остановке. А «кик-даун» в ручном режиме ей — по тормозному барабану! В общем, хорошая коробка, правильная!
Функция Launch Control реализована достаточно изящно: водителю не нужно отключать никакие там системы стабилизации, включать спортивные режимы чего-то там, удерживать машину одновременно газом и тормозом и также выполнять ещё тысячу и одно ненужное действие. Всё проще: стоя на месте, просто продавливаем педаль газа до упора. Машина делает театральную паузу, раскручивая мотор до оптимальных оборотов — и выстреливает с места. Отличная идея! Правда, реализация вышла не самой удачной. Во-первых, момент, когда сцепление смыкается, предугадать сложно — мешает пауза. А во-вторых, колёса даже на сухом асфальте немедленно срываются в пробуксовку — и проконтролировать её не всегда просто.
Именно поэтому лучший результат при замере разгонной динамики (100 км/ч с места за 5,141 секунды) нам удалось достичь, достаточно плавно стартовав с места и дальше, на грани пробуксовки добавляя газ. Так что M3 — не для дрэг-рейсинга: едва ли она сможет обогнать со светофора Audi S4, которая показывает схожие результаты разгона с места, и при этом куда стабильнее.
Ещё немного о коробке: помимо правильного ручного режима, у неё есть возможность выбора скорости переключения — прямо возле рычага расположены кнопки, заведующие скорострельностью: она может переключаться лениво или молниеносно. В ручном режиме эта настройка бесполезна, ведь когда вы знаете момент переключения, то и в самом «остром» режиме у вас получится безупречно плавно перещёлкнуть ступень.
Настроек вообще куча. Вот кнопочка Power — она тонизирует блок управления двигателем. Вот — клавиша с зловещей аббревиатурой EDC. Жмёшь один раз — амортизаторы становятся чуть жёстче. Второй — и магнитореологическая жидкость в них чуть ли не застывает (впрочем, Porsche 911 с аналогичной подвеской в самом суровом режиме намного жёстче). Также можно настроить степень доверия системы стабилизации водителю, и ещё много чего. Но делать этого не нужно! Ведь прямо на руле есть волшебная кнопка M! Жмёшь её — и попадаешь в автомобильный рай.
Все настройки сразу же становятся правильными: мотор переходит в режим Power, коробка в ручной режим, амортизаторы в самый жёсткий, а система стабилизации отправляется в нокаут (впрочем, каждый из пунктов программы можно настроить по собственному усмотрению через меню iDrive). И только так надо ездить на M3! Да, да, да! Кстати, это отнюдь не призыв ездить по дворам в заносах. Но именно в боевых режимах машина становится живой: ты чувствуешь, что это Механизм с большой буквы, и даже когда управляешь им в спокойном режиме, получаешь огромное удовольствие от той взаимосвязи, которую даёт машина.
Полный контроль и отсутствие всяких задержек при переключениях — раз. Удобные подрулевые гашетки и рычаг с правильной схемой переключений (от себя — вниз, к себе — вверх) — два. И, наконец, роскошный бонус в виде смачных перегазовок при переключениях вниз — три. По мне — достаточный набор причин ездить именно в М-режиме. Лениво переключать передачи? Но вы ведь отправляете по сотне SMS в день и не жалуетесь — что же, не сможете лишние пару раз щёлкнуть кнопкой?
Немного о моторе. Атмосферные двигатели, похоже, скоро можно будет выставлять в музеях наравне с паровыми машинами. По крайней мере, мотор BMW M3 достоин этого. Нормы Евро 4, расход топлива ниже 15 литров по городу — а какие молниеносные реакции на газ! А как бодро он крутится до 8 с лишним тысяч оборотов! При этом на низах тяги вполне достаточно для весьма шустрого перемещения по городу. И, конечно же, звук — он способен распугать армию зомби, а птицы на близлежащих деревьях начинают дружно пачкать припаркованные машины. Хриплый металлический саундтрек ближе к отсечке переходит на благой мат... хотя, что я рассказываю — это надо слышать!
И, конечно же, немного о шасси. Назвать машину слишком жёсткой у меня язык не поднимается. Да, не мягкая она, но по разбитому асфальту M3 прыгает уверенно почти так же, как моя Impreza WRX STI, и уж явно не хуже, чем BMW X6! Единственная проблема на плохой дороге — на неровностях машина спрыгивает с траектории. Зато как она идёт в скольжении! Имея 100-процентную блокировку дифференциала (в пределе), угол заноса регулировать не сложнее, чем громкость радиоприёмника. Впрочем, это в традициях «эмок».
Что любопытнее — машина не напрягает ни в одной из дорожных ситуаций. Речь даже не о солидном багажнике или наличие двух задних мест (сидеть на них — пытка). На M3 можно без проблем парковаться на высоких бордюрах, скакать по разбитой дороге, будить соседей по ночам и стоять в пробках. И, конечно же, гонять по треку. Я выполнил десяток торможений подряд со скорости 100 км/ч, результат был один — 39 метров.
А главное — в BMW M3 есть настоящая спортивная злость: за рулём мне всегда хотелось «жечь». И это самый настоящий шок! Ни Porsche 911 (который во всех отношениях не хуже), ни Audi R8 (аналогично) не заставляли меня быть таким психом за рулём. А стоило-то всего сделать нормальный спортивный автомобиль: с дизайном в меру, с практичностью в меру, со скоростью в меру. И — без всех «защит от дураков». Дурак всё равно разобьётся, а не дурак не получит того удовольствия. А главное — если возьмёте себе такую машину, ни в коем случае не ставьте на неё колхозные двери, обвесы, колёса и так далее. Удовольствия вам хватит и без них.
Что внутри?
|
Наши оценки
|| |Салон|Выглядит простовато, но к функционалу нет ни единой претензии| |Место водителя|Посадка замечательна, кресла — удобнее не придумаешь. Руль, правда, кому-то может показаться толстоватым| |Отделка|По меркам премиум-класса простовата. Но мы же говорим о спорткаре, а не гламурно-тусовочной машине, так?| |Простор|Хуже, чем сидеть сзади, может быть только процесс входа-выхода на «галёрку»| |Как едет|Зло!| |По городу|Любая дырка в потоке — ваша. Стоять в пробках на M3 получается ровно так же, как на любой другой машине. Парковаться на бордюрах вполне реально| |По трассе|На колеи машина реагирует, хоть и несильно, зато нет ни намёка на вертикальную раскачку| |По серпантинам|Превосходно. Описывать управляемость в спокойном тоне просто невозможно!| |По плохой дороге|Недурно! На ямах с острыми краями трясёт, но пробоев подвески нет|
Scriptio: Влад Клепач.