Советская легенда: 8 фактов о грузовике ЗИЛ-130

Славный эпохальный «сто тридцатый зилок» – это такой же народный автомобиль, как и тольяттинская «классика». Он производился десятилетиями миллионными тиражами и по сей день несет службу в селах, деревнях и региональных городках. Чем интересен грузовик и какие факты связаны с его долгой биографией?
  • При разработке ЗИЛ-130 столичный Завод имени Лихачева ориентировался на зарубежный опыт и позаимствовал ряд решений у американцев. В частности, из-за океана пришла мода на лобовое панорамное «выгнутое» стекло для улучшения обзорности. В облике советского грузовика можно найти черты, характерные для International серии R, Dodge серии C и Ford серии F.
  • Советская модель комплектовалась 6,0-литровой V-образной «восьмеркой» с чугунным блоком цилиндров, алюминиевыми головками блока и степенью сжатия 6,5. Агрегат развивает 150 л.с. при 3200 об/мин и 402 Нм при 2000 об/мин. Корни конструкции уходят в крайслеровский двигатель V8 объемом 5,8 литра, который модифицировали и сперва применили на представительском седане ЗИЛ-111. Для грузовой техники мотор дефорсировали, но даже в таком виде он наделял ЗИЛ-130 достойной динамикой.

  • Автомобиль внешне напоминал американские грузовики, но не копировал их и даже имел преимущества. Так, он отличался более прочной и мощной рамой. Силовая структура разрабатывалась не только на работу с возможным перегрузом, но и для эксплуатации на плохих дорогах.

  • «Сто тридцатый» классифицировался как среднетоннажная модель и занимал положение между более легким грузовиком ГАЗ-53 и тяжеловесом МАЗ-500. Его грузоподъемность – 6 тонн.

  • Первый опытный образец появился в декабре 1956 года. В 1959-м новинку продемонстрировали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Производство стартовало на мощностях столичного предприятия ЗИЛ в 1963 году и продолжалось до 1994-го. За это время завод выпустил 3 366 503 экземпляра. Впрочем, то был не конец «сто тридцатого». С 1992 по 2010-й (по другим данным, по 2014 год) грузовик собирала новоуральская компания АМУР («Автомобили и моторы Урала») под именем АМУР-531350.

  • В 1986 году появился обновленный вариант. Внешне машина не отличалась от дореформенной, но получила многоконтурный привод тормозов. В официальной документации название сменилось на ЗИЛ-431410, но модель как величали «сто тридцатым», так и продолжили называть.

  • ЗИЛ-130 окрашивался в разные цвета, в том числе красный для пожарных служб. Но самая популярная и распространенная раскраска – это сочетание ярко-синей кабины и белого передка. Почему именно так? На сей счет есть целый ряд гипотез и теорий. В первую очередь выбор объясняется как банальным переизбытком синей краски, так и финансовой составляющей. Меньшее количество пигмента позволяло производить ее в больших количествах.

Согласно другому, более романтическому предположению, характерное цветовое оформление закладывалось дизайнером Эриком Сабо еще на стадии проекта и было призвано сделать машину более заметной на дороге, а, значит, снизить аварийность. Еще одна теория вызывает невольную улыбку – мол, сам генсек Никита Сергеевич Хрущев лично настоял на сине-белой комбинации чтобы продемонстрировать мирные намерения Советского Союза. А что, вполне стройная гипотеза, особенно, если вспомнить, что ЗИЛ-164, предшественник «сто тридцатого» окрашивали в «армейский» темно-зеленый цвет.

  • На базе ЗИЛ-130 производилась самая разная техника. Так, например, его шасси легло в основу автобусов «Таджикистан-5» («Таджикистан-3205») Чкаловского автобусного завода. Кроме того, силовой агрегат и мосты «сто тридцатого» применялись на грузовиках КАЗ-608 и КАЗ-608В Кутаисского автомобильного завода.