quto.ru
Опубликовано 27 июля 2021, 00:34
3 мин.

«Степной великан»: 10 фактов про советский супертрактор «Кировец»

Вспоминаем машину с колоссальным дизельным двигателем, которая была разработана легендарным инженером военной техники с подачи Никиты Сергеевича Хрущева.
За долгие десятилетия о монстре «Кировец» сформировались полярные мнения. Одни вспоминают о могучем огромном такторе-титане с ностальгической теплотой. Другие припоминают машине ее грехи и утверждают, что сейчас она безнадежно устарела. Мы не станем давать оценки труженику полей, а просто приведем интересные факты из его биографии и анатомии.

Трактор К-700 «Кировец» появился на свет, можно сказать, случайно. Осенью 1959 года Никита Сергеевич Хрущев отправился за океан на встречу с главой США Дуайтом Эйзенхауэром. Там нашему генсеку устроили демонстрацию фабрики компании John Deere, по сей день выпускающей сельскохозяйственную технику. Хрущева тогда впечатлил десятитонный трактор 8010 Goliath с 215-сильным дизельным двигателем. Вернувшись на родину он инициировал разработку концептуально схожей машины, которая должна была здорово помочь сильно пострадавшему в годы войны сельскому хозяйству СССР.

К-700

К-700

За разработку трактора взялся Жозеф Яковлевич Котин, главный конструктор Кировского завода и автор таких легендарных танков Великой Отечественной войны, как КВ («Клим Ворошилов») и ИС («Иосиф Сталин»). Также следует отметить послужной список Котина — он являлся лауреатом четырех Сталинских премий, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, Героем Социалистического Труда, заместителем наркома танковой промышленности.

К-700

К-700

В качестве прототипа хотели использовать тот самый John Deere, но, увы, не смогли. Отношения между СССР и США в очередной раз испортились и купить заветный трактор не удалось. Зато в Швеции нашли экземпляр канадского Wagner — его использовали для изучения конструкции.

К-700

К-700

По данным ряда источников, «Кировец» разрабатывался в качестве техники двойного назначения. В мирное время он, собственно, являлся трактором. В случае военного противостояния с западными странами тяжеловес мог выполнять задачи артиллерийского тягача. К счастью, война между супердержавами так и осталась Холодной и «Кировцу» не пришлось выполнять миссии на передовой.

К-700

К-700

В основе оригинального трактора К-700 две полурамы. На передней установлен силовой агрегат, мост, на который постоянно передается тяговое усилие двигателя, двухместная кабина и топливный бак. Задняя несет подключаемый мост и соединена с фронтальной посредством шарнирного сочленения. Интересно, что при маневрировании колеса не поворачиваются, а изменение траектории движения обеспечивается складыванием секций друг относительно друга.

К-700

К-700

Серийная модель К-700 появилась в начале шестидесятых годов и оснащалась дизельным агрегатом мощностью 220 л.с. Массо-габаритные характеристики достойны мифологического эпоса. Длина свыше 7 метров, ширина превышает 2,5 метра, «рост» — более 3 метров, вес — 11 тонн. Не случайно «Кировец» получил очень точное прозвище «степной богатырь».

К-701

К-701

В 1975 году на конвейер взошли К-700А и К-701, являющиеся развитием первоначальной модели. От «семисотого» они отличались увеличившейся колесной базой и колеей, креплением мостов без рессор, топливными баками слева и справа, а также шинами радиальной конструкции. Модификация К-700А получила 14,9-литровый восьмицилиндровый дизель (235 л.с. и 1108 Нм). Вариант К-701 еще круче — в его арсенале 300-сильный двигатель V12 объемом 22,3 литра! В середине восьмидесятых годов появился трактор третьего поколения, развивавший 335-350 «лошадей». Он продержался на конвейере до начала нового тысячелетия и уступил место новой модели К-744Р.

К-701

К-701

«Кировец» существенно — в два-три раза! — увеличил производительность труда. Нам встречались сведения о том, что один монстр мог за час обработать до двух гектаров пашни. До его появления задачу выполняли три гусеничных трактора ДТ-54. Спектр работ, на которых мог применяться гигант, был широк — от культивации, вспахивания, боронирования и мелиорации до дорожного строительства.

К-710

К-710

Самый мощный вариант «Кировца», развивавший без малого полтысячи «лошадей», не добрался до серийного производства и остался в статусе прототипа. Та впечатляющая машина получила прозвище «Ильич» — экспериментальная серия в пять экземпляров была выпущена к 110-му дню рождения Владимира Ленина.

К-710 M

К-710 M

«Кировец» получил золотую медаль на выставке сельскохозяйственной техники в Германии в 1968 году. Весной 1969-го советский монстр демонстрировался на тематическом мероприятии в Париже. Там его признали самым мощным в мире сельскохозяйственным колесным трактором.

Автомобильные новости

Мотокаталог на Quto

Более 5000 моделей в каталоге