Тест ГАЗ Соболь 4Х4 в условиях Заполярья: соболиная Арктика

Зимник закрыт, снежные перемёты на трассе достигают метровой высоты, Камазы стоят по обочинам, тракторы и дорожная техника ждут, пока уймётся непогода. А мы едем... Да-да на полноприводных Соболях по закрытому зимнику, вытаскивая друг друга лебёдками и тросами, прокладывая колею, работая лопатами...

Город Усинск на северо-востоке республики Коми, на границе с Ненецким Автономным Округом (НАО), в шестидесяти километрах от Северного Полярного круга. Именно здесь наша команда присоединилась к экспедиции Варандэй-2016, и на трёх Соболях мы отправились в Заполярье. Именно здесь за Усинском заканчивается дорога, дальше проехать можно только зимой по зимнику.

Что такое зимник? Это залитый водой и раскатанный участок снега в тундре — фактически гололёд. Стоит немного съехать в сторону с накатанного зимника и проваливаешься «по самое не могу» в снег. Ехать надо очень внимательно — стоит чуть-чуть зацепить кромку, и машина проваливается... И это когда зимник в хорошем состоянии, а вот когда его «закрывают», то небольшие участки гололёда чередуются со снеговыми перемётами глубиной до 1,5 метров. Ко всему прочему прибавляется постоянный ветер 10-12 м/с. В этих условиях по зимнику идут только срочные грузы, а трассу несколько раз в день патрулируют спасатели.

Это — дорога жизни. По ней доставляются практически все грузы в НАО, во все остальные времена года сюда «только самолётом можно долететь». Посёлки и месторождения по берегам рек могут рассчитывать на речной и морской транспорт, но это в навигацию. Так что подавляющее большинство грузов в эти места попадают именно по зимникам.

Аборигены считают самым подходящим транспортным средством для местных условий полноприводные Камазы, но встречаются и Уралы, и даже ГАЗ «Садко». Как ни странно, но Кразов мы не видели, а иномарки вообще воспринимаются как невероятная экзотика. Начальство и спасатели МЧС передвигаются вдоль зимника на гусеничных вездеходах и вездеходах «Трэкол» на шинах низкого давления. И то и другое — российской разработки.

Читать далее на сайте kolesa.ru