Вода с газом
Когда Кириллу Ладыгину оставалось сделать последний заезд по трассе в Мячкове, вновь стал накрапывать дождик. Неужели не успеет? Ведь именитому картингисту и кольцевику осталось откатать зачетные круги на последнем из наших "горячих" хэтчбеков - красавце Mini Cooper S.
Кирилл успел до дождя. Но, вылезая из Mini, заявил, что ставит его только на второе место. А на первом… Выбор у Ладыгина был превосходный: Ford Fiesta ST, Opel Corsa OPC, Renault Clio RS. Мы собрали вместе почти все "хот-хэтчи" класса В, продающиеся в России! В Мячкове отсутствовал разве что Peugeot 207 RC. Но на следующий день для замеров на Дмитровском полигоне мы нашли и Peugeot!
И, несмотря на дождь, узнали, кто быстрее.
Дождь так дождь: что тут поделаешь. Не отказываться же от замеров динамики! Тем более что вся пятерка в равных условиях: все наши хот-хэтчи переднеприводные, со "свободными" дифференциалами (блокировок нет ни у кого) и на свежих "родных" шинах. Правда, Renault мощнее всех - 197 л.с. с двух литров объема без наддува. Для сравнения - Fiesta ST тоже оснащена двухлитровым "атмосферником", но развивает он всего 150 л.с., как и у "гражданских" моделей.
Opel Corsa, доведенный в отделении OPC, не лыком шит - 192 л.с. у 1600-кубового турбомотора. А Mini Cooper S и Peugeot 207 RC довольствуются 175 турбосилами - у них одинаковые двигатели 1.6.
Причем по энерговооруженности, то есть по отношению мощности к массе, расклад аналогичный - лидирует Clio RS (197 л.с., отнесенные к измеренной нами снаряженной массе 1286 кг, дают 153,2 "удельной" силы на тонну). Очень близко Corsa OPC (151,4), Mini Cooper S чуть отстает (143,0), Peugeot 207 RC потяжелее (135,9). А Fiesta ST, даром что самая легкая (1142 кг), занимает последнее место с результатом 131,3 лошадиной силы на тонну.
Подтвердится ли эта расстановка на динамометрической дороге?
Андрей Мохов с Иваном Ивановичем Шадричевым (он же всемирно известный дядя Ваня) взяли Peugeot 207 RC и укатили на "динамку". А мы с экспертом Ярославом Цыпленковым уселись в Opel: посмотрим, что за птица.
По количеству "гоночных" атрибутов Corsa OPC вне конкуренции. Жабры в бамперах, нескладываемые зеркала на ножках. А сзади и диффузор, и крылышко, и тонированные фонари… Не хватает лишь наклейки "street racing".
Пробраться за руль мешает жесткий боковой валик кожаного кресла Recaro. Но здесь это в кайф: я ведь корячусь, как настоящий гонщик! Вот и "нулевая" метка руля маячит под носом.
Мотор басовито мурлыкает на холостых. Поехали!
Тронуться с места мешают "резиновый" акселератор и бесчувственное сцепление. Но турбомотор хорош - приятно оживает после 2000 об/мин и… Упирается в ограничитель уже при 6500 об/мин. Первая выкрутилась моментально! Переключение на вторую - с сильным рывком. Мощный разгон, но всего до 84 км/ч: очень "короткие" передачи! Третья - снова рывок. Да что ж такое - газ со сцеплением настолько неинформативны, что плавно переключиться "вверх" решительно невозможно!
При этом руль у Корсы слишком чувствительный: от упора до упора - менее двух с половиной оборотов. Это могло радовать, если бы не пресловутый torque steering - паразитное подруливание под тягой, свойственное мощным переднеприводникам: на разгоне баранка постоянно рвется из рук! Тормоза тоже "острые" - педаль чувствительная, а при интенсивном торможении "поздняя" АБС допускает длительную блокировку колес.
Да и управляемость неоднозначная. На неровностях Corsa OPC шарахается в стороны, руль "пустеет" - причем тем сильнее, чем хуже дорога. Поворачивает "опелек" с запаздываниями - сначала кренится, а потом мягко встает на дугу. На входе в поворот плавно скользит задняя ось, на выходе, под тягой - передняя. Но система стабилизации начеку. Хотя пару раз после активной коррекции электроника "сходила с ума" и отключалась, требуя "перезапуска".
И, конечно, комфорт - это не про Корсу OPC. Стыки-трещинки асфальта Corsa не замечает, но неровности покрупнее отзываются ударами и заставляют машинку резко переваливаться с боку на бок. Хорошо, что шумоизоляция неплоха: бубнящий звук выхлопа, приятный на разгоне, давит на уши лишь при постоянной скорости.
Утомила Corsa. Заберите ее на "динамку" - пусть там устраивает свои представления-перформансы! А мы возьмем Peugeot 207 RC, который как раз вернулся с замеров.
Белоснежный "львенок" внешне совсем не злой - выделяются разве что большие колеса, "антикрыло" и сдвоенные патрубки выпускной системы. Садиться за руль удобнее, чем в Корсе, - боковые валики кресла расставлены шире и легко проминаются под нагрузкой. Настроение расслабленное: хромированные кольца приборов, опционная стеклянная крыша. Не на дорогу хочется смотреть, а в небо.
Трогаться и переключаться здесь гораздо проще, чем в Опеле, - отвлекают разве что большие хода рычага пятиступенчатой коробки, хотя включаются передачи четко. Турбомотор уверенно и ровно тянет "снизу доверху", лишь едва заметно оживая после 3000 об/мин. Передачи "растянутые": вторая - аж до 109 км/ч. Для повседневной езды в самый раз, но динамику разгона это, конечно, снижает.
По ровной прямой Peugeot мчится уверенно, лишь слегка расширяя динамический коридор. Однако дорожные невзгоды выводят "львенка" из себя - он, как и Opel, рыскает по траектории и тоже дергает рулем. Но водитель здесь напрягается меньше: спасибо отменному реактивному действию и невысокой чувствительности рулевого управления.
В поворотах "пыжик" держится молодцом: мягкие однозначные реакции - и никаких траекторных отклонений. Под сброс газа - легкий занос задней оси, с которым справится даже новичок. А по плавности хода Peugeot 207 RC лучше Корсы OPC: удары от крупных неровностей ощущаются так же сильно, но к профилю покрытия "француз" привязан куда слабее. Шумным Peugeot не назовешь, но и тихим тоже: гудят шины, стучат камешки по аркам. А вот двигатель мог бы быть и погромче - его сытое урчание слышишь только при разгоне.
Не зажигает Peugeot! А вот Mini Cooper S с тем же 175-сильным турбомотором - дело другое!
Тут сидишь ниже, чем во всех остальных машинах. Басовито рыча, турбомотор уверенно тянет с самых "низов", а на 2500 - 3000 об/мин ощущается приятный толчок в спину - у родственного мотора Peugeot характер куда ровнее. "Автомат" хорош! Да-да, "наш" Mini оказался с автоматической коробкой передач. И мы не жалеем - у "автомата" быстрые, плавные, прогнозируемые переключения. Плюс режим Sport, ручной режим и подрулевые лепестки.
На ровном покрытии Mini дарит море кайфа: моментальные реакции, налитая усилием баранка, отменные тормоза, мертвая хватка за траекторию. Но на плохих дорогах Cooper S мечется из стороны в сторону на ямах-колеях, "переставляется" на волнах покрытия. А плавность хода… Нет ее! "Миник" пересчитывает все швы-трещинки, пасует перед жесткими неровностями и неприятно взбрыкивает на коротких волнах покрытия. Наверняка часть вины - на "проколоустойчивых" шинах Run Flat с жесткими боковинами, которыми Cooper S оснащается "в базе". Они вдобавок еще и шумные.
Словом, Mini хорош, но не для наших дорог.
А Clio Renault Sport?
Вы помните его скромнягу-предшественника? Не то что эффектного антикрыла - выхлопной трубы не сыщешь! Новый Clio RS снял маску: широкая пасть переднего воздухозаборника, раздутые крылья - и залихватский диффузор на манер формульных болидов.
Посадка в опционном "ковше" Recaro более высокая, чем в предыдущих машинах, но и более плотная. Тугое сцепление схватывает в конце хода педали, но нам это не помеха. Разгон - боевой! С "низов" двухлитровый "атмосферник" раскручивается неохотно, но после 2000 - 2500 об/мин просыпается и под высокий "формульный" рев выдает прекрасную тягу - вплоть до предельных 7500 об/мин. Передачи включаются четко, тормоза - класс, АБС и система стабилизации работают эффективно и плавно. При этом на разгоне и на высокой скорости Clio RS не мечется в колеях, не сбивается с курса в поворотах. На отклонения руля Renault реагирует быстро, но не резко, как Mini и Opel. А в поворотах под сброс газа Clio RS без раздумий срывается в занос, позволяя "выставляться" перед крутыми виражами.
И комфорт неплох! Дорожную "мелочь" Renault практически не замечает, жесткие неровности передает в салон в скругленном виде, а волны повторяет хоть и активно, но, в отличие от Peugeot 207 RC, без "вздохов" и поперечной качки. Да и тихо в салоне - двигатель воет разве что на "крейсерских" скоростях, поскольку у нашего Clio RS, год назад ввезенного в Россию в качестве выставочного образца, "короткие" высшие передачи. На новых машинах с целью снижения шума пятая и шестая передачи сделаны "подлиннее".
Тем временем дядя Ваня с Моховым "отмеряли" почти все машины. Мы с Ярославом отдали им так полюбившийся нам Clio, а сами пересели на последний из пяти хэтчбеков - это Ford Fiesta ST.
Маловато спортивности… Посадка такая же высокая, как в Clio RS, но кресла мягкие. Моторчик мирно гудит на холостых, легко трогает Фиесту с места. Акселератор тут задемпфирован не меньше, чем у Опеля, а разгон хоть и бодр, но ровен. Вдобавок мешают короткие поперечные хода рычага коробки и "размытые" включения передач. Да и педаль тормоза туговата.
На высокой скорости Fiesta ST устойчива, как Clio RS, - летит по прямой невзирая на ямы и колеи. От упора до упора баранка совершает лишь 2,3 оборота, но на дугу Fiesta встает мягко. Машинка крепко держится за траекторию даже на разбитой дороге, а в ответ на сброс газа тотчас, хотя и не столь активно, как Renault, начинает скользить задней осью. Расстраивают лишь вибрации на руле, вызванные дорожными неровностями. А еще то, что усилие на "остром" руле Форда "отстает" от угла поворота.
Плавность хода - на уровне "двести седьмого": Fiesta активнее собирает мелкие стыки, но собраннее проходит жесткие выбоины и так же "вздыхает" на волнах покрытия. А акустический комфорт портят громкий двигатель и перестук камешков по днищу.
Ну а что с результатами замеров?
Смотрим в распечатанный Моховым протокол - и глазам не верим. Быстрее всех до сотни разогнался Mini Cooper S с "автоматом" - 7,4 с! Это на три "десятки" быстрее прошлогоднего результата Mini с "механикой". Причина, скорее всего, в метеозависимости мотора: холодный (а значит, и более плотный) воздух он любит больше, чем горячий, - в прошлый раз стояла 34-градусная жара, а сейчас всего плюс семь. Второе место в спринте поделили Opel и Renault: 7,8 с. Причем на Clio RS лучший результат был показан с выключенной системой стабилизации, а на Корсе OPC - с включенной.
Интересно, что Peugeot 207 RC с "механикой" заметно медленнее, чем Cooper S с тем же турбомотором и "автоматом", - 8,2 с. Ведь Peugeot не только тяжелее, чем Mini, но и страдает "длиннотой" передач. А на последнем месте - Ford Fiesta ST с результатом 9,2 с.
Кстати, обратите внимание на то, что все замеры мы делали на мокром асфальте, - и тем не менее машинки показали очень хорошие результаты!
А в Мячкове мы гонялись посуху. Но расклад все равно схожий. Самый быстрый на трассе - Mini Cooper S, даром что с "автоматом". Максимальные боковые перегрузки - 1,25 g, замедление при торможении - до 1,3 g! Настоящий боец.
Следом за ним идет Clio RS, который Кирилл Ладыгин по управляемости поставил даже выше Mini. А Corsa OPC и особенно Fiesta ST на гоночной трассе отстают.
Итак, самый лучший хот-хэтч - Mini Cooper S?
Да, он самый быстрый. И самый стильный. Но он же - самый тесный, тряский и дерганый на наших дорогах. Именно поэтому Cooper S набрал меньше всего экспертных баллов в итоговой таблице. Так что Mini - для тех, кто вообще не думает о комфорте и готов к постоянному "укрощению строптивого".
Ford Fiesta ST - хэтчбек "подогретый". Для начинающих пилотов. Ничего, что у него самый скромный моторчик, - шлифуйте траекторию! Управляемость позволяет. Кроме того, Fiesta ST лидирует по критерию "цена - мощность" - 3600 рублей за одну лошадиную силу! Для сравнения: у Renault Clio RS и Корсы OPC этот показатель достигает 4000 руб./л.с.
Именно поэтому Фиесты часто покупают для переделки в настоящий гоночный автомобиль: посмотрите, сколько "эстэшек" гоняется в российском ралли. Но, если надумали купить, торопитесь: скоро выйдет новая Fiesta, которая будет крупнее, тяжелее, дороже, - и до следующей версии ST придется подождать минимум год.
Opel Corsa OPC - выбор любителя внешней атрибутики. Это быстрый и эффектный аппарат, но со свойственной всем "горячим" Опелям нервной управляемостью и средненькой плавностью хода.
Peugeot 207 RC по "горячности" не выше Фиесты. Зато он красив, быстр, хорошо управляется, комфортен, прекрасно оснащен… Заслуженное второе итоговое место.
А на первом…
Признаюсь: я люблю Clio Renault Sport. Около года у меня был собственный Clio RS второго, предыдущего поколения - я продал его только потому, что "зверушке" было не место в московских пробках. Во время этого теста я крепился как мог, стараясь не дать воли "субъективизму" - но когда и Ладыгин, и дядя Ваня с Ярославом в своих отчетах дружно поставили Renault на первое место…. Да здравствует Clio, муза скорости!
Так что сейчас, когда строятся автодромы под Смоленском и в Казани, когда на трек-днях в Мячкове собирается больше сотни участников, я снова мечтаю о Renault Clio RS. Ведь именно на нем можно вполне комфортно ездить по своим делам каждый день, а в выходной приехать на гоночную трассу, выйти на старт вперемежку с мощными и дорогими BMW, Mitsubishi, Subaru, Хондами… И почти не уступить им по времени круга. А кого-то и превзойти.
Алексей, предприниматель, ездит на автомобиле Renault Clio RS
На автомобили отделения Renault Sport я "подсел" после прочтения хвалебных отзывов в британской прессе - англичане знают толк в "карманных ракетах". Сейчас у меня уже второй Clio Sport второго поколения, а новую "эрэску" я заказал и жду в июле.
Короткой поездки на "третьем" Clio RS мне хватило, чтобы не рассматривать альтернативные варианты. Автомобиль, как и прежде, "прилипает" к дороге даже с неровным покрытием. По сравнению с предыдущей моделью явно выросло качество материалов и сборки, улучшилась шумоизоляция, появились такие полезные опции, как ключ-карта и боковой свет фар. Нравится мне и сочный, благородный звук выхлопа, а вот к шестиступенчатой коробке, чувствую, придется привыкать. Единственное, о чем жалею, - это отсутствие запаски. А еще беспокоит сервис: заказанные запчасти иной раз ждешь больше месяца, а иногда и докручиваешь гайки сам.
На новом Clio RS, как и сейчас, буду ездить ежедневно - без каких-либо доработок. А для экспериментов у меня припасен 220-сильный Renault 19 с турбомотором.
Дмитрий, гендиректор производственно-строительной компании, ездит на автомобиле Mini Cooper S
У нас с женой два автомобиля, но каждое утро начинается с отвоевывания Mini для поездки на работу. Cooper S - это уже наш второй Mini: до этого был "просто" Cooper с "автоматом". Как один из основателей российского клуба MINIpeople, объединяющего владельцев Mini, при покупке "эски" я не искал альтернативы - купил ее даже без тест-драйва. И не прогадал. По-моему, новый Mini стал комфортнее и мягче, но дорогу держит по-прежнему классно. А когда мы заменили штатные "проколоустойчивые" шины Run Flat более мягкими Dunlop Sport Maxx, комфорта стало больше, а колеса - целее. Вообще-то на Mini мы грузы не возим, но двухнедельное турне по Европе показало, что Cooper S вмещает очень и очень многое.
С обслуживанием Mini проблем нет, а из поломок - разве что замененный по гарантии люк, который не хотел открываться из-за постоянно налипающей грязи.
Были мысли дооснастить Mini заводским пакетом John Cooper Works, но смутило, что самый "мощный" пакет ставится только на заводе. Поэтому ждем весны, когда закончится гарантия, и заказываем 218-сильный Mini Cooper S JCW GP.
Сергей, менеджер по продажам, ездит на автомобиле Opel Corsa OPC
Свой "горячий" хэтчбек я выбирал по четырем критериям: мощный, красивый, компактный и обязательно новый. Рассмотрел абсолютно все варианты ценой до $35000, но ни один не вызвал во мне таких чувств, как Opel Corsa OPC. Яркий автомобиль! А его мощный 192-сильный турбомотор с лихвой компенсирует все недостатки, в числе которых нескладываемые бортовые зеркала и специфика работы сцепления - очень сложно попадать педалями в такт и переключаться без толчков.
Corsa OPC - это мой автомобиль на каждый день, участвовать в гонках не собираюсь. И все-таки хочется большего, поэтому я планирую сделать чип-тюнинг двигателя, заменить литые колеса более легкими коваными и, может быть, установить самоблокирующийся дифференциал. Но и так я ни разу не пожалел, что купил Корсу, тем более что проблем с обслуживанием - никаких.
Кирилл, журналист, ездит на автомобиле Peugeot 207 RC
При поиске "горячего" хэчтбека о Peugeot я думал в последнюю очередь. Рассмотрев множество вариантов (Seat Ibiza Cupra стар, Mini Cooper S дорог, а Renault Clio RS нужно было ждать до лета), я выбрал трехдверку Opel Corsa OPC. Но вскоре у дилера Peugeot увидел 207 RC - и был очарован внутренним убранством, богатым базовым оснащением и, конечно же, белым цветом. Купил - и в целом доволен.
За 12 тысяч километров активной езды с участием в нескольких любительских соревнованиях я заметил в машине всего три недостатка - это несобранная подвеска, чуть "заторможенный" руль и неважная шумоизоляция. Зато "пыжик" радует меня эластичным и экономичным мотором (средний расход - 10,8 л/100 км), звучным выхлопом, удобными креслами, неплохим комфортом и отличными тормозами. А еще - хорошим обслуживанием, недорогими запчастями и 20-тысячными межсервисными интервалами.
Однако сейчас, поездив на всех участвовавших в тесте автомобилях, я выбрал бы Clio RS, который превосходит моего "пыжика" почти по всем статьям. Надо бы узнать условия реношной системы trade-in…
Иван, проектировщик систем отопления, ездит на автомобиле Ford Fiesta ST
"Горячую" Фиесту я купил, как только она была официально представлена в России. Салон тут практически такой же, что в моей прежней 1600-кубовой Фиесте, но подвеска гораздо жестче: завидев перед "лежачим полицейским" знак "20", лучше оттормозиться еще сильнее, иначе получишь пинок под зад. Тормоза порадовали, равно как и мощный мотор. Разгоняется Fiesta с легкостью, небольшой недостаток курсовой устойчивости на высокой скорости компенсируется крепкой хваткой за руль, отменная обзорность создает ощущение полного контроля за дорогой. Единственное неудобство - слишком большой радиус разворота. Зато Fiesta ST весьма практична - при активной езде расходует всего около 9 л/100 км и "прикрыта" гарантией так же, как и обычные модели Ford.
Тюнинг? Официальный!
Европейские производители традиционно предлагают для своих "заряженных" моделей специальные наборы комплектующих ("киты"), которые увеличивают отдачу двигателя и улучшают ездовые свойства. Причем поставить "киты" можно в авторизованных сервисных центрах - с сохранением заводской гарантии.
К сожалению, в России из "нашего" квинтета официально доработать можно лишь Mini Cooper S. Первый шаг - это самоблокирующийся дифференциал, заводская установка которого (только на машины с "механикой") обойдется всего в 7700 рублей. Набор John Cooper Works из спортивного воздушного фильтра, глушителя и контроллера двигателя увеличивает мощность турбомотора до 192 л.с. - за 95 тысяч рублей. Кроме того, за 1 миллион 265 тысяч рублей можно заказать хэтчбек Mini John Cooper Works с 218-сильной "турбочетверкой" от Mini клубной гоночной серии Mini Challenge. В этом моторе - усиленные поршни, головка блока и клапанный механизм, иные системы впуска и выпуска, плюс повышенное с 0,9 атм до 1,6 атм давление наддува. "В базе" на Mini JCW стоят гоночные тормоза и стандартная подвеска, которую в свою очередь можно заменить на спортивную либо на гоночную (плюс 70 тысяч рублей).
Для Clio Renault RS некоторые российские дилеры предлагают набор из переднего спойлера, заднего антикрыла и боковых "юбок" за 75 тысяч рублей. А к концу лета обещаны более серьезные "киты", включающие самоблокирующийся дифференциал. В Европе же доступна и облегченная версия Clio RS 197 Cup - с заниженной подвеской. Причем "кубковый" Clio обходится европейцам даже чуть дешевле стандартного.
Программы официального тюнинга хэтчбека Ford Fiesta ST разрабатывались гоночными командами Ford Team RS и Mountune Racing. Начальный комплект за 1800 евро призван поднять мощность мотора со 150 л.с. до 165 л.с. и включает спортивный глушитель, воздушный фильтр и измененную программу управления двигателя. Иные распредвалы и клапаны добавят еще 20 сил и обойдутся в дополнительные 2300 евро, а за жесткую спортивную подвеску фирмы KW придется выложить 770 евро.
Трехдверка Opel Corsa OPC в континентальной Европе официальным доработкам не подвергается, зато его британского близнеца, Vauxhall Corsa VXR, можно оснастить прямоточным глушителем и новым блоком управления двигателем фирмы Triple Eight, которая готовит гоночные Воксхоллы для чемпионата BTCC. Такой комплект за 1300 евро увеличивает мощность мотора со 192 л.с. до 225 л.с. Заниженная на 20 мм подвеска - плюс 280 евро.
А вот для Peugeot 207 RC даже в Европе официальных "китов" пока не предлагается, хотя сторонние тюнеры ждут желающих с распростертыми объятиями.
|Экспертные оценки Авторевю|||||||| |Оцениваемые параметры| Макс. балл|Автомобили|||||Почему?| |Ford Fiesta ST|Mini Cooper S|Opel Corsa OPC|Peugeot 207 RC|Renault Clio RS| |Эргономика |220|185|185|185|190|200|С "геометрией" посадки у всех машин порядок. Но в Фиесте посадка самая "гражданская", а в Clio RS - самая спортивная: спасибо плотному "ковшу" с цепкой обивкой| |Рабочее место водителя|110|90|95|100|100|105| |Обзорность|110|95|90|85|90|95| |Динамика|360|290|310|290|305|325|Clio RS разгоняется медленнее и чуть менее эмоционально, чем Cooper S, но прекрасно управляется на любом покрытии и отлично тормозит. Mini, как и Opel, нервирует водителя на плохих дорогах. Фиеста рулится неплохо, хотя и не дотягивает до соперников "по мотору". А Peugeot стабильно хорош, но не ярок| |Разгонная динамика|120|95|110|100|100|105| |Тормозная динамика|120|100|105|100|105|110| |Управляемость|120|95|95|90|100|110| |Ездовой комфорт |240|175|170|170|185|185|По подвеске Clio RS - вне конкуренции. В Форде шумнее всего. А самый "продвинутый" климат-контроль - у Peugeot| |Плавность хода, виброзащита|90|70|60|60|70|75| |Акустический комфорт|80|50|55|60|55|60| |Микроклимат|70|55|55|50|60|50| |Комфорт салона|180|140|113|155|163|160|Mini тесен - даже в Фиесте просторнее! А среди трех других машин - паритет| |Пассажирские места|70|57|41|61|63|62| |Багажник|60|44|40|53|55|53| |Трансформация салона|50|39|32|41|45|45| |Суммарный балл|1000|790|778|800|843|870|
Лоси под дождем
Моросящий дождь не стал помехой для нашего традиционного "лосиного теста" - испытания, имитирующего объезд внезапно возникшего препятствия. Сначала пять водителей, уже ознакомившись с автомобилями в штатных режимах движения, пробовали объехать воображаемого лося с первой и единственной попытки на скорости 65 км/ч. Затем эксперт в серии заездов определял предельную скорость выполнения маневра. Испытание мы, как обычно, проводили с включенными системами стабилизации.
На автомобиле Ford Fiesta ST испытатель увернулся от "лося" с результатом, который многим автомобилям не снился и посуху, - 80,5 км/ч! Полосатая машинка рано проваливалась в занос, но система стабилизации рывком, словно за шкирку, возвращала ее на траекторию. А когда Fiesta вставала-таки боком, не сбивать конуса помогали ее скромные габариты. Из "одноразовых" водителей ошибся лишь один, посетовав на недостаток обратной связи "по рулю".
Второй результат - за хэтчбеком Opel Corsa OPC: 79,0 км/ч. Здесь та же картина, что и c Фиестой, причем электроника срабатывала еще строже. А скачки по усилию на руле, которых на Фиесте не было, на результате не сказались. Из "случайных" водителей лишь один травмировал "лося", объяснив это неожиданно рано возникшим заносом и избыточной помощью электроники.
На Renault Clio RS эксперт практически повторил результат, показанный на Опеле: 78,9 км/ч. Превзойти его помешала "азартная" настройка вспомогательной электроники, которая позволяла заносам развиться, а только потом бралась за их коррекцию. Но срабатывала система стабилизации настолько мягко и плавно, что водителю казалось, будто это он такой молодец - все почувствовал и отловил. Из пяти добровольцев "не почувствовал и не отловил" Clio лишь один.
Чтобы объехать "лося" со скоростью 78,4 км/ч на Peugeot 207 RC, испытателю пришлось попотеть. Из-за того что система стабилизации срабатывала поздно и неточно, для коррекции заносов малочувствительный руль приходилось вращать на слишком большие углы, но в итоге именно занос стал главным ограничителем скорости. Трое волонтеров-неудачников сослались на недостаток чувствительности рулевого управления.
Скромный результат Mini (76,9 км/ч) во многом объясняется отказавшей системой стабилизации: после проезда по очередной луже на панели приборов зажглись все "тормозные" лампочки, и электронной поддержки не стало. Но и в "чистом виде" Cooper S порадовал высокой курсовой устойчивостью и живостью реакций - у эксперта почти всегда оставалось время на исправление ошибки. Но "в пределе" и он не смог совладать с резкими заносами. А из добровольцев ошибся один, недооценив остроту реакций.
Слово гонщику
Кирилл Ладыгин, пилот команды Lada Sport, 11-кратный чемпион России по картингу, двукратный чемпион России в классе Lada Revolution
Мой выбор - Clio Renault Sport. Автомобиль покорил меня прежде всего своей управляемостью: в повороте я делаю с ним что хочу! Renault лучше других следует за рулем и точнее управляется газом. Пилотажные ошибки легко исправить - как правило, достаточно просто довернуть руль. Характер мотора - как у формул: весь момент "вверху". Но передачи подобраны удачно, а синхронизаторы позволяют перещелкивать их по-гоночному быстро. А еще здесь лучшие тормоза и отменная подвеска: по поребрикам трассы в Мячкове можно скакать без опаски.
Mini Cooper S слишком вертляв. Иногда это прикольно - дернул порезче рулем и "выставился" перед поворотом. Но чуть ошибся - и тебя понесло. Для скоростной езды лучше иметь более спокойную настройку, как у Renault, - в медленных поворотах Cooper S явно опережает Clio RS, но на быстрых дугах ситуация обратная. "Автомат" у Mini хорош, но на выходе из поворотов приходилось деликатничать с газом, чтобы избежать лишних переключений, а подрулевые лепестки неудобны: в повороте по ним попросту не попадаешь.
Opel Corsa OPC - это прежде всего мотор, который уверенно вытягивает с самых "низов" и позволяет быстро выходить из поворотов. Но передачи здесь слишком "короткие". При этом перегазовке мешают скользкие педали: нога соскакивает с тормоза. Мешают задержки в приводе газа: я уже отпустил педаль, а обороты не падают, нажал - они не растут. Но тормоза хороши, и управляемость порадовала: под сброс газа Corsa живо ввинчивается в вираж и точно следует за рулем. Но подвеска здесь все же не для агрессивной езды: выбрав крен, машина начинает скакать.
Ну а Ford Fiesta ST раскрывается там, где управляемость важнее мощного мотора. Жестковатая подвеска позволяет лихо атаковать поребрики, машинка устойчива на торможении. Отличный бюджетный вариант.
|"Телеметрия" Кирилла Ладыгина||||| |Параметры|Автомобили|||| |Ford Fiesta ST|Mini Cooper S|Opel Corsa OPC|Renault Clio RS | |Лучшее время круга|2:06.30|2:02.70|2:05.47|2:03.60| |Максимальная скорость на круге, км/ч|146,9|156,7|153,3|153,0| |Минимальная скорость на круге, км/ч|40,8|41,5|38,5|40,1| |Максимальное боковое ускорение, g|1,22|1,25|1,14|1,2| |Максимальное замедление, g|1,01|1,30|1,06|1,04|
Краш-тесты
Из пяти "горячих" хэтчбеков самым скромным набором средств активной и пассивной безопасности обладает Ford Fiesta ST - фронтальные и боковые подушки, ремни с преднатяжителями и ограничителями усилия, АБС и электронная система распределения тормозных сил EBD. Надувных занавесок нет, хотя другие четыре машины оснащаются ими уже в стандартной комплектации, а у Renault Clio RS есть еще и "коленные" подушки безопасности для передних седоков.
Все пять машин подверглись краш-тестам по методике EuroNCAP - естественно, в базовых "гражданских" версиях. Четыре хэтчбека заработали максимальные пять звезд, и лишь немолодая Fiesta обошлась четырьмя звездами. Испытания проходила Fiesta с двумя подушками безопасности: и при фронтальном, и при боковом ударах были перегружены грудные клетки передних седоков. Кроме того, замок зажигания и рычаг регулировки рулевой колонки потенциально травмоопасны для коленей водителя.
Mini Cooper, Opel Corsa, Peugeot 207 и Renault Clio испытывались с шестью подушками безопасности и показали высокий уровень защиты седоков, но из этого квартета только Corsa может похвастать абсолютно травмобезопасной передней панелью. Правда, во время фронтального удара Корсы произошел контакт головы "водителя" со ступицей руля через подушку безопасности, но это не повлияло на нагрузки.
Ford Fiesta был бит в 2002 году, когда оценки за безопасность пассажиров-детей еще не выставлялись, но уже тогда эксперты EuroNCAP отметили невысокий уровень их защиты при фронтальном ударе - повышены нагрузки на грудь и шейные позвонки "малышей", сидящих в креслах Britax Romer Baby Safe и Britax Renaissance. К тому же в России для Фиесты нельзя заказать крепления Isofix. Mini Cooper защищает детей на "троечку" - во время бокового краш-теста детские креслица Fair BimboFix Type II повернулись в сторону удара, из-за чего полуторагодовалый "ребенок" ударился головой о панель обивки салона. Те же три звезды заработал и Opel Corsa с креслами Britax Romer Duo Plus, а Peugeot 207 и Renault Clio защищают малолетних пассажиров в креслах Britax Romer Baby Safe и Duo Plus лучше всех - по четыре звезды из пяти возможных.
Наконец, самую низкую "пешеходную" оценку заработал Renault Clio - одна звезда из четырех. Ford Fiesta и Mini Cooper - "двоечники", а Opel Corsa и Peugeot 207 защищают пешеходов на "тройку".
|Некоторые результаты измерений Авторевю||||||| |Параметры||Автомобили||||| |Ford Fiesta ST|Mini Cooper S|Opel Corsa OPC|Peugeot 207 RC|Renault Clio RS| |Макс. скорость, км/ч||196,5|217,1|215,5|207,5|211,6| |Время разгона, с*|0 - 50 км/ч |3,1/3,4|3,0/3,0|3,4/2,9|3,1/3,0|2,9/3,2| |0 - 100 км/ч|9,2/9,3|7,4/7,4|8,0/7,8|8,2/8,3|7,8/8,1| |0 - 150 км/ч|20,7/21,0|15,5/15,6|16,3/16,3|19,3/20,5|17,1/17,4| |0 - 200 км/ч| - / - |37,9/37,9|38,6/38,8|48,7/49,7|45,0/44,7| |на пути 400 м|16,6/16,8|15,4/15,5|15,9/15,7|16,1/16,1|15,8/16,1| |на пути 1000 м|30,4/30,6|28,0/28,1|28,6/28,4|29,5/29,7|28,9/29,1| |60 - 100 км/ч (III)|5,7| - |4,2|4,9|5,1| |60 - 100 км/ч (IV)|8,6| - |5,6|6,7|6,5| |80 - 120 км/ч (V)|12,8| - |7,7|8,5|8,7| |80 - 120 км/ч (VI)| - | - |9,5| - |11,4| |60 - 100 км/ч (D)| - |3,9| - | - | - | |80 - 120 км/ч (D)| - |4,9| - | - | - | |Выбег, м|с 50 км/ч|555|516|538|491|560| |130 - 80 км/ч|840|858|798|831|837| |160 - 80 км/ч|1224|1287|1186|1214|1245| |Торможение со скорости 100 км/ч|путь, м|43,2|43,6|42,3|42,3|41,6| |замедление, м/с²|8,9|8,9|9,1|9,1|9,3| |* С выключенной/включенной системой стабилизации|||||||
Обзорность
Самая лучшая обзорность - у Фиесты: виден капот, стойки лобового стекла почти не мешают взгляду, в зеркалах отражается все, что нужно. Renault уступает Форду самую малость из-за ослабленного чувства переднего габарита. Оценка Mini снижена за "приплюснутый" проем лобового стекла и маячащее перед глазами зеркало заднего вида. А Peugeot подвели треугольные "форточки" в передних дверях и наружные зеркала: узкие, но высокие, они сдвинуты назад и заставляют крутить головой. И все же худшая обзорность - в Опеле: массивные стойки, безграничная передняя панель и сдвинутые назад маленькие бортовые зеркала
Что почем?
Ford Fiesta ST (2,0 л, 150 л.с.) - самый доступный автомобиль в нашем квинтете: от 548 тысяч рублей. Базовая комплектация включает четыре подушки безопасности, АБС, кондиционер и CD-магнитолу, а в списке опций есть климат-контроль, система стабилизации и декоративные полосы вдоль кузова, как на "нашей" машине. "Заряженную" Фиесту можно найти в наличии у дилеров, а срок выполнения индивидуального заказа - четыре-пять месяцев.
Гарантия - два года или 100000 км пробега. Продажей автомобилей Ford занимаются 143 дилера в 90 городах России.
Peugeot 207 RC (1,6 л, 175 л.с.) стоит как минимум 724 тысячи рублей. Оснащение богатое: шесть подушек безопасности, система стабилизации, двухзонный климат-контроль, датчики света и дождя, CD/mp3-магнитола и задний парктроник. В списке опций - аудиосистема JBL, панорамная крыша, bluetooth. Автомобили поставляются только на заказ со сроком исполнения от двух недель до четырех месяцев.
Гарантия - два года без ограничения пробега. Продажей автомобилей Peugeot занимаются 52 дилера в 34 городах России.
Opel Corsa OPC (1,6 л, 192 л.с.) предлагается от 766500 рублей, но, в отличие от Peugeot 207 RC, здесь обычный кондиционер, нет парктроника и датчиков света и дождя, зато есть подогрев передних сидений. В этом году должны начаться продажи и менее экстремальной версии Opel Corsa GSi со 150-сильным мотором. А пока версия OPC поставляется на заказ со сроком исполнения до полугода.
Гарантия - два года без ограничения пробега. Продажей автомобилей Opel занимаются 111 дилеров в 62 городах России.
Renault Clio RS (2,0 л, 197 л.с.) оценивается в 799 тысяч рублей. Богатая базовая комплектация включает восемь подушек безопасности, систему стабилизации, климат-контроль, подогрев передних сидений и CD-магнитолу. Из дополнительного оборудования - лишь спортивные кресла Recaro, ксеноновые фары и ключ-карта. Срок поставки автомобилей на заказ - около четырех месяцев.
Гарантия - два года без ограничения пробега. Продажей автомобилей Renault занимаются 109 дилеров в 70 городах России.
Mini Cooper S (1,6 л, 175 л.с.) заметно дороже конкурентов - от 925200 рублей. В стандартной комплектации - шесть подушек безопасности, система стабилизации, электропакет, CD-магнитола и датчики света и дождя. Пакет Starter, включающий "джентльменский" набор из кондиционера, подогрева передних сидений и противотуманных фар, обойдется еще в 61200 рублей, а шестиступенчатый "автомат" - в 64800 рублей. Mini Cooper с безнаддувным мотором мощностью 120 л.с. предлагается за 727200 рублей. Автомобили есть в наличии у дилеров, а заказанный Mini прибудет в течение четырех месяцев.
Гарантия - два года без ограничения пробега. Продажей автомобилей Mini занимаются 11 дилеров в 8 городах России.
Альтернатива
Для этого теста мы собрали все модели "горячих" хэтчбеков класса B+, которые официально продаются в России. Конечно, есть машины поменьше и с моторами послабее - но, к примеру, Citroen C2 VTS с 1600-кубовым мотором при мощности 125 л.с. стоит 545 тысяч рублей, почти как Ford Fiesta ST.
А насколько дороже "горячие" хэтчбеки гольф-класса? Ненамного! Например, обновленный Ford Focus ST (2,5 л, 225 л.с.) с прекрасным балансом комфорта и "горячести" стоит всего на 19 тысяч рублей больше, чем Renault Clio RS, - от 818 тысяч рублей за трехдверку. А за 829 тысяч рублей продается самый быстрый автомобиль в классе - пятидверная Mazda 3 MPS с 260-сильным турбомотором 2.3 DISI и самоблокирующимся дифференциалом. И если Focus ST, согласно нашим замерам, выигрывает у Clio RS только по максимальной скорости (он быстрее на 20 км/ч), но до 100 км/ч разгоняется за те же 7,8 с, то Mazda 3 MPS способна развить 240 км/ч - и набрать заветную сотню всего за 6,8 секунды! Здесь и далее мы приводим не паспортные данные, а результаты собственных замеров Авторевю.
Другие варианты из гольф-класса - бескомпромиссно жесткая и нервная трехдверка Opel Astra OPC с двухлитровым 240-сильным турбомотором (7,4 с времени разгона до 100 км/ч, 230 км/ч "максималки") по цене от 839 тысяч рублей. Для тех, кто не гонится за секундами, есть версия попроще - 200-сильная Astra GTC за 711 тысяч рублей. Кстати, есть еще и такая экзотическая альтернатива от опелевского отделения OPC, как однообъемничек Meriva OPC с таким же двигателем, как у Корсы OPC, но дефорсированным до 180 л.с., - ценой от 749 тысяч рублей, что на 16 тысяч меньше, чем просят за Корсу.
Законодатель класса Volkswagen Golf GTI с двухлитровым 200-сильным турбомотором (7,6 c, 220 км/ч) можно купить начиная от 906780 рублей. Соплатформенная пятидверная Skoda Octavia RS (7,9 с, 235 км/ч) стоит от 915 тысяч рублей за хэтчбек и от 945 тысяч рублей за универсал. Есть еще Seat Leon FR (от 946900 рублей) и Seat Leon Cupra (тот же двухлитровый турбомотор форсирован до 240 л.с., цена - от 1 миллиона 65 тысяч рублей).
Трехдверка Honda Civic Type R с двухлитровым двухсотсильным "атмосферником" уступает турбоконкурентам по динамике разгона (8,6 с, 224 км/ч) и предлагается за 913 тысяч рублей.
За миллионной отметкой нас ждут и более мощные машины - такие, как полноприводные Mitsubishi Lancer Evolution X от 1468800 рублей и Subaru Impreza WRX (2,5 л, 230 л.с., от 1 миллиона 166 тысяч рублей), - или "премиумные" конкуренты Mini марок Volvo, Audi, BMW и Mercedes-Benz. Например, стильная 220-сильная трехдверка Volvo C30 T5 (7,8 с, 230 км/ч) - от 1019100 рублей. Переднеприводный трехдверный Audi A3 2.0 TFSI (200 л.с.) предлагается как минимум за 1 миллион 140 тысяч рублей. Трехдверный хэтчбек BMW 130i стоит от 1162800 рублей и оснащается шестицилиндровым двигателем мощностью 265 л.с. А трехдверный Mercedes-Benz A 200 Turbo (2,0 л, 193 л.с.) предлагается как минимум за 913900 рублей - на 11300 дешевле, чем Mini Cooper S.
И напоследок упомянем Dodge Caliber SRT4 - "заряженный" переднеприводный хэтчбек-кроссовер с турбомотором объемом 2,4 л и мощностью 295 л.с., который начали продавать в России по цене от 940500 рублей.
Scriptio: Павел Карин.