Некоторые водители не любят автоматические коробки передач, считая их ненадежными, но при этом забывают о человеческом факторе. Порой проблема заключается отнюдь не в агрегате, а в действиях владельца. Традиционная автоматическая гидромеханическая коробка передач – источник холиваров. Одни принимают ее неоценимую помощь в бесконечных городских пробках с благодарностью, другие – отвергают целесообразность "двухпедальных" машин. Аргументация у противников, обычно одна и та же – "автоматы" ломучие, сложные и вообще с механикой "ты все контролируешь". Последний пункт мы комментировать не станем (тут каждому свое), а по остальным пройдемся с праведным гневом, ибо великой несправедливостью было пытаться причесать все агрегаты такого типа под одну гребенку. "Автомат" "автомату" рознь: одни коробки страдают болезнями и в целом слабоваты, другие же способны пережить двигатель. Но соблюдение нехитрых правил позволяет продлить жизнь сложному и дорогостоящему агрегату вне зависимости от изначальной конструкции. Другое дело, что современные АКП с поражающим воображение количеством ступеней – конструктивно более сложные и в чем-то более хрупкие, чем их старые и примитивные собратья. Это как с моторами, которые сегодня в целом куда сложнее прежних и, как следствие, более "нежные".Гидравлический блок у многоступенчатых коробок значительно сложнее, планетарных рядов вдвое больше… Современные АКП стремятся поскорее включить передачу повыше – чтобы обеспечить топливную экономичность, и оттого постоянно жонглируют передачами, совершая куда больше "телодвижений", чем допотопные коробки. И на ресурсе это сказывается не самым лучшим образом. В общем, мы дипломатично уклонимся от ответа на вопрос, надежнее ли механическая коробка передач, чем автоматическая, но тот факт, что АКП требует более тщательного обслуживания, отрицать не видим смысла. Что губит "автомат" и как часто менять масло? Эксплуатационные режимы. "Низкие старты", регулярные кик-дауны, езда с выкрученным в красную зону тахометром… Все это агрегат не приветствует, отвечая перегревом масла и ускоренным износом фрикционов. И состояние масла прямо влияет на "здоровье" и ресурс "автомата". Этот агрегат очень чувствителен к состоянию смазочных материалов, которые, со временем, безусловно теряют свои эксплуатационные свойства и требуют регулярной замены. Некоторые специализированные сервисы, занимающиеся ремонтом АКП, рекомендуют с маниакальной дотошностью соблюдать интервалы замены масла в коробке, а при городской эксплуатации с ее пробками и рваным ритмом менять его еще чаще. Некоторые говорят об интервале в 30 000 - 40 000 км для машин, проводящих львиную долю времени в мегаполисе. Эксперименты с другими маслами, которые вам хотелось бы использовать в качестве заменителя, не сулят ничего хорошего – используйте только предписанную производителем ATF.Нужно ли греть "автомат" зимой и как это делать? Сервисмены отвечают утвердительно. Перед тем, как отправиться в путь, несколько минут подержите коробку в положении Drive и, разумеется, с нажатой педалью тормоза, а затем – пару минут в "реверсе". Некоторые водители избегают дерготни с нейтралью: образно говоря, включают "Драйв" утром и "Паркинг" вечером. Другие пытаются "улучшить" качество жизни с автоматической коробкой передач и на долгих светофорах переводят ее в нейтраль, а некоторые – ставят селектор в положение N еще в движении, пытаясь выйти на новый уровень экономии топлива. Стоит ли так делать? Многие мастера считают, что переключения туда-сюда не добавляют АКП здоровья, практического смысла в них нет, выигрыш в экономии топлива мизерный и вообще все это тянет на изощренную форму садо-мазохизма. А, если вспомнить про распространение систем stop&start, которые сами глушат мотор во время дорожных "пауз"... Специалисты не видят необходимости в этой процедуре, и мы придерживаемся того же мнения. Кстати, переключение между основными режимами автоматической коробки передач следует производить, когда автомобиль стоит, а педаль тормоза нажата.Но рано или поздно "автомат" сломается и это может случиться в период вашего владения автомобилем. Что делать? Кто-то предпочитает "слить" машину, другие отдают агрегат в капитальный ремонт, а третьи ставят контрактный "автомат". У каждого решения есть свои плюсы и минусы – с поправкой на индивидуальную ситуацию, конечно же. Установка контрактного агрегата при правильном подходе к выбору решает проблему быстро и эффективно, ведь есть шанс получить коробку заводской сборки и с малым износом. Но для этого надо быть уверенным в порядочности и профессионализме продавцов и сервисменов. Кроме того, важно не промахнуться с моделью "автомата" и ненароком не взять другой. У двух других вариантов решения проблемы тоже есть свои плюсы и минусы. Но не будем о грустном – надеемся, что ваша коробка передач проживет максимально долго. Приведенные нами элементарные правила не сделают ее вечной, но позволят ездить больше и отодвинуть момент дорогостоящего ремонта.р