Традиционная автоматическая гидромеханическая коробка передач – источник холиваров. Одни принимают ее неоценимую помощь в бесконечных городских пробках с благодарностью, другие – отвергают целесообразность "двухпедальных" машин. Аргументация у противников, обычно одна и та же – "автоматы" ломучие, сложные и вообще с механикой "ты все контролируешь". Последний пункт мы комментировать не станем (тут каждому свое), а по остальным пройдемся с праведным гневом, ибо великой несправедливостью было пытаться причесать все агрегаты такого типа под одну гребенку."Автомат" "автомату" рознь: одни коробки страдают болезнями и в целом слабоваты, другие же способны пережить двигатель. Но соблюдение нехитрых правил позволяет продлить жизнь сложному и дорогостоящему агрегату вне зависимости от изначальной конструкции. Другое дело, что современные АКП с поражающим воображение количеством ступеней – конструктивно более сложные и в чем-то более хрупкие, чем их старые и примитивные собратья. Это как с моторами, которые сегодня в целом куда сложнее прежних и, как следствие, более "нежные". Гидравлический блок у многоступенчатых коробок значительно сложнее, планетарных рядов вдвое больше… Современные АКП стремятся поскорее включить передачу повыше – чтобы обеспечить топливную экономичность, и оттого постоянно жонглируют передачами, совершая куда больше "телодвижений", чем допотопные коробки. И на ресурсе это сказывается не самым лучшим образом.В общем, мы дипломатично уклонимся от ответа на вопрос, надежнее ли механическая коробка передач, чем автоматическая, но тот факт, что АКП требует более тщательного обслуживания, отрицать не видим смысла. ## Что губит "автомат" и как часто менять масло? Эксплуатационные режимы. "Низкие старты", регулярные кик-дауны, езда с выкрученным в красную зону тахометром… Все это агрегат не приветствует, отвечая перегревом масла и ускоренным износом фрикционов. И состояние масла прямо влияет на "здоровье" и ресурс "автомата". Этот агрегат очень чувствителен к состоянию смазочных материалов, которые, со временем, безусловно теряют свои эксплуатационные свойства и требуют регулярной замены.Некоторые специализированные сервисы, занимающиеся ремонтом АКП, рекомендуют с маниакальной дотошностью соблюдать интервалы замены масла в коробке, а при городской эксплуатации с ее пробками и рваным ритмом менять его еще чаще. Некоторые говорят об интервале в 30 000 - 40 000 км для машин, проводящих львиную долю времени в мегаполисе. Эксперименты с другими маслами, которые вам хотелось бы использовать в качестве заменителя, не сулят ничего хорошего – используйте только предписанную производителем ATF. ## Нужно ли греть "автомат" зимой и как это делать? Сервисмены отвечают утвердительно. Перед тем, как отправиться в путь, несколько минут подержите коробку в положении Drive и, разумеется, с нажатой педалью тормоза, а затем – пару минут в "реверсе".Некоторые водители избегают дерготни с нейтралью: образно говоря, включают "Драйв" утром и "Паркинг" вечером. Другие пытаются "улучшить" качество жизни с автоматической коробкой передач и на долгих светофорах переводят ее в нейтраль, а некоторые – ставят селектор в положение N еще в движении, пытаясь выйти на новый уровень экономии топлива. Стоит ли так делать? Многие мастера считают, что переключения туда-сюда не добавляют АКП здоровья, практического смысла в них нет, выигрыш в экономии топлива мизерный и вообще все это тянет на изощренную форму садо-мазохизма. А, если вспомнить про распространение систем stop&start, которые сами глушат мотор во время дорожных "пауз"... Специалисты не видят необходимости в этой процедуре, и мы придерживаемся того же мнения.Кстати, переключение между основными режимами автоматической коробки передач следует производить, когда автомобиль стоит, а педаль тормоза нажата. Но рано или поздно "автомат" сломается и это может случиться в период вашего владения автомобилем. Что делать? Кто-то предпочитает "слить" машину, другие отдают агрегат в капитальный ремонт, а третьи ставят контрактный "автомат". У каждого решения есть свои плюсы и минусы – с поправкой на индивидуальную ситуацию, конечно же. Установка контрактного агрегата при правильном подходе к выбору решает проблему быстро и эффективно, ведь есть шанс получить коробку заводской сборки и с малым износом. Но для этого надо быть уверенным в порядочности и профессионализме продавцов и сервисменов. Кроме того, важно не промахнуться с моделью "автомата" и ненароком не взять другой. У двух других вариантов решения проблемы тоже есть свои плюсы и минусы.Но не будем о грустном – надеемся, что ваша коробка передач проживет максимально долго. Приведенные нами элементарные правила не сделают ее вечной, но позволят ездить больше и отодвинуть момент дорогостоящего ремонта.р