Можно ли отремонтировать авто на деньги из справочника РСА? Наш эксперимент
Прошло ровно два года с тех пор, как страховщики при расчете компенсации по ОСАГО стали пользоваться единым справочником РСА со средними ценами на автозапчасти. Казалось бы, выплаты должны были стать более справедливыми. Но многие автовладельцы жалуются, что официальный документ далек от реальности и стоимость деталей сильно занижена. Так это или нет, мы решили проверить на трех ярких примерах.
Для нашего эксперимента не будем брать редкие машины и отечественные, которые можно отремонтировать с помощью мата и изоленты. Возьмем только самые популярные иномарки. Также не стоит заострять внимание на мелких деталях с копеечной ценой. Выберем крупные части кузова, стекла и оптику. В общем, довольно дорогие элементы, но часто попадающие под замену после ДТП.
Начнем с массового сегмента, где лучше всех на вторичном рынке чувствует себя Ford Focus. Выбираем седан третьего поколения трех-пяти лет. Допустим, в аварии пострадали среди прочего задний бампер, фонарь и задняя дверь. По справочнику Российского союза автостраховщиков бампер в Центральном округе в среднем стоит 5320 рублей. В автомагазине становится очевидно, что этих денег не хватит на оригинал, который почти в 2,5 раза дороже. Дешевле справочного только китайский и российский бамперы. Ровно в 5000 рублей можно уложиться, если купить корейский аналог. Правый задний фонарь по таблице РСА обойдется в 6270 рублей, что очень похоже на правду. Фордовский оригинал стоит от 5700 рублей. Похожая ситуация с задней дверью. Страховая выплатит 22900 рублей, в Москве же купить ее можно за 23700 рублей. Выходит, наш воображаемый Focus на компенсацию вполне получится привести в порядок, но на некоторых запчастях придется сэкономить и обратить внимание на дешевые аналоги.
В премиум-классе мы получили примерно такой же результат. Самый популярный здесь – Mercedes-Benz E-Class. Рассчитаем стоимость трех запчастей для "ешки" в предыдущем кузове W212. На заднюю дверь в справочнике указана цена 58000 рублей. Хотя на рынке реально достать деталь за 56500 рублей. В случае с задним левым крылом тоже полная гармония – 76300 рублей у страховщиков и 74500 рублей в магазине. Но ветровое стекло пострадавший автовладелец вынужден будет оплачивать либо частично из своего кармана, либо выбирать среди дешевых заменителей. Оригинальная "лобовуха" стоит 57000 рублей, тогда как у РСА стоит цена 38500 рублей.
Наконец, обратимся к мощному сегменту кроссоверов. С ремонтом популярного паркетника Toyota RAV4 нынешнего поколения придется посложнее. Так, оригинальная дверь багажника на самом деле продается по цене от 65800 рублей, по справочнику же – 51000 рублей. Но самый дешевый китайский вариант стоит и вовсе 16000 рублей. За разбитое переднее крыло, по подсчетам страховщиков, нужно выплатить 12300 рублей. Хотя за качественный аналог в магазинах просят 15000 рублей, за оригинал – и вовсе от 19300 рублей. В свою очередь, новую правую фару в РСА оценили в 28300 рублей. За истинно тойотовскую запчасть надо отдать все 34300 рублей. Или обратиться к "творчеству" китайских умельцев и заплатить всего 9800 рублей. Что ж, обладателям "рафика" не остается выхода, кроме как выкручиваться с помощью неоригинальных деталей.
Наш эксперимент, конечно, не дает абсолютно полной картины, но общий вывод сделать можно. Компенсации страховщиков, рассчитанные по данным РСА, в большинстве случаев не хватает на оригинальные запчасти от производителя. Что, впрочем, ожидаемо. Справочник учитывает средние цены по рынку в конкретном округе. К тому же зачастую можно ограничиться более дешевыми аналогами совершенно без потери качества, о чем мы обязательно расскажем в отдельном материале.
Что касается стоимости нормо-часов, то, исходя из справочника, у водителя остается небольшой выбор автосервисов. Найти адекватный техцентр в столице, специализирующийся на "Мерседесах", где за час ремонта берут всего 890 рублей (как указано у РСА) и при этом сделают хорошо… На деле это практически невозможно. Поэтому негодования водителей, получающих денежные компенсации после ДТП, все же обоснованы.
Алексей Дмитриев