quto.ru
Опубликовано 13 июля 2016, 10:43

Стоит ли глушить турбомотор сразу после поездки

Сейчас турбиной оборудованы множество бензиновых и практически все дизельные моторы для легковых автомобилей. Разбираемся в тонкостях эксплуатации таких агрегатов.

Как долго вы паркуетесь возле собственного дома? Подъехали, пропустили пешеходов на тротуаре, медленно проехали по двору, протиснулись между соседских автомобилей, нашли место, встали. Сколько времени это у вас заняло? Минуту? Больше?

Можете выключать двигатель, закрывать машину и идти домой. Все это время мотор работал практически на холостых оборотах. Что и есть необходимое условие, которое выдвигается для долгой жизни турбированного двигателя.

Сейчас турбиной оборудованы множество бензиновых и практически все дизельные моторы для легковых автомобилей. Ее крыльчатка раскручивается от горячих выхлопных газов, идущих из двигателя. Эта деталь вертится чудовищно быстро, со скоростью до 250 тыс об/мин. Только представьте: 4000 об/сек! То есть температурный режим у турбины – примерно как в аду. Ее спасает подача масла под высоким давлением от специального масляного насоса – масло, помимо выполнения основной смазывающей функции, является охлаждающей жидкостью. В некоторых моделях также дополнительно предусматривается водяное охлаждение с отдельным водяным насосом в системе.

При этом у крыльчатки тонкие лопасти со сложной геометрией. Если эту раскаленную деталь резко охладить, лопасти может «повести». Как постараться, чтобы произошло резкое охлаждение? Алгоритм тут, фактически, единственный: вы крутили двигатель на высоких оборотах, а потом резко его заглушили. На самом деле, и чересчур высоких оборотов не нужно. На современных моторах турбина (а если она не одна, то тем более) включается в работу уже с небольших оборотов двигателя. Посмотрите на внешнюю скоростную характеристику любого современного турбомотора – там практически нет турбоямы.

Итак, двигатель только что бодро крутился, а затем резко остановился. Но крыльчатка продолжает вращаться под действием сил инерции. А масляный насос уже не работает! Масляное голодание в таком случае – это, во-первых, отсутствие нормального охлаждения и, во-вторых, напряженная работа подшипников, перешедших на полусухое трение. Если же мотору дать некоторое время поработать на холостых оборотах, скорость вращения плавно уменьшится на фоне того, что масло в системе будет спокойно циркулировать.

Еще один момент: на уплотнениях и внутри подшипников масло все же остается, но жар от деталей передается и ему. В результате оно подвергается термическому разложению и коксованию.

Сколько необходимо времени для спокойной работы мотора на холостых оборотах и плавного охлаждения турбины? Автомобильные мануалы дают довольно большой разброс: от 30 сек до 3 мин. Стритрейсеры советуют друг другу отставлять двигатель включенным на 5-15 мин. При этом процесс заботы о турбине уже давно предлагается автоматизировать путем установки турботаймера. Вы вынимаете ключ из замка зажигания и идете домой, а двигатель продолжает работать заданное время. Либо устройство само решает, сколько времени дать двигателю поработать. Такой таймер ориентируется на характеристики двигателя, тип турбины и показания тахометра. И естественно, не надо забывать, что в этом случае механическую коробку надо ставить на нейтраль и, в любом случае, затягивать ручник.

Последнее: а как же система «стоп/старт», с ней-то турбина должна быстро выходить из строя? Только представьте, как вы стартанули со светофора, а на следующем «красном» она резко отрубила двигатель! Но в этом случае в систему встроен дополнительный электрический насос для охлаждения, так что ничего страшного не произойдет.

_Текст: Илья Куликов _

Автомобильные новости