Стоит ли глушить турбомотор сразу после поездки
Как долго вы паркуетесь возле собственного дома? Подъехали, пропустили пешеходов на тротуаре, медленно проехали по двору, протиснулись между соседских автомобилей, нашли место, встали. Сколько времени это у вас заняло? Минуту? Больше?
Можете выключать двигатель, закрывать машину и идти домой. Все это время мотор работал практически на холостых оборотах. Что и есть необходимое условие, которое выдвигается для долгой жизни турбированного двигателя.
Сейчас турбиной оборудованы множество бензиновых и практически все дизельные моторы для легковых автомобилей. Ее крыльчатка раскручивается от горячих выхлопных газов, идущих из двигателя. Эта деталь вертится чудовищно быстро, со скоростью до 250 тыс об/мин. Только представьте: 4000 об/сек! То есть температурный режим у турбины – примерно как в аду. Ее спасает подача масла под высоким давлением от специального масляного насоса – масло, помимо выполнения основной смазывающей функции, является охлаждающей жидкостью. В некоторых моделях также дополнительно предусматривается водяное охлаждение с отдельным водяным насосом в системе.
При этом у крыльчатки тонкие лопасти со сложной геометрией. Если эту раскаленную деталь резко охладить, лопасти может «повести». Как постараться, чтобы произошло резкое охлаждение? Алгоритм тут, фактически, единственный: вы крутили двигатель на высоких оборотах, а потом резко его заглушили. На самом деле, и чересчур высоких оборотов не нужно. На современных моторах турбина (а если она не одна, то тем более) включается в работу уже с небольших оборотов двигателя. Посмотрите на внешнюю скоростную характеристику любого современного турбомотора – там практически нет турбоямы.
Итак, двигатель только что бодро крутился, а затем резко остановился. Но крыльчатка продолжает вращаться под действием сил инерции. А масляный насос уже не работает! Масляное голодание в таком случае – это, во-первых, отсутствие нормального охлаждения и, во-вторых, напряженная работа подшипников, перешедших на полусухое трение. Если же мотору дать некоторое время поработать на холостых оборотах, скорость вращения плавно уменьшится на фоне того, что масло в системе будет спокойно циркулировать.
Еще один момент: на уплотнениях и внутри подшипников масло все же остается, но жар от деталей передается и ему. В результате оно подвергается термическому разложению и коксованию.
Сколько необходимо времени для спокойной работы мотора на холостых оборотах и плавного охлаждения турбины? Автомобильные мануалы дают довольно большой разброс: от 30 сек до 3 мин. Стритрейсеры советуют друг другу отставлять двигатель включенным на 5-15 мин. При этом процесс заботы о турбине уже давно предлагается автоматизировать путем установки турботаймера. Вы вынимаете ключ из замка зажигания и идете домой, а двигатель продолжает работать заданное время. Либо устройство само решает, сколько времени дать двигателю поработать. Такой таймер ориентируется на характеристики двигателя, тип турбины и показания тахометра. И естественно, не надо забывать, что в этом случае механическую коробку надо ставить на нейтраль и, в любом случае, затягивать ручник.
Последнее: а как же система «стоп/старт», с ней-то турбина должна быстро выходить из строя? Только представьте, как вы стартанули со светофора, а на следующем «красном» она резко отрубила двигатель! Но в этом случае в систему встроен дополнительный электрический насос для охлаждения, так что ничего страшного не произойдет.
_Текст: Илья Куликов _