19 июня 2018, 15:10

За какие грехи водителям в СССР грозило лишение прав?

Современным автомобилистам, в особенности родившимся после распада Союза, будет интересно узнать, что превратиться в пешехода в советские времена было не так уж и сложно.

Современные российские Правила дорожного движения четко регламентируют, за что автомобилист имеет шанс перейти в группу лишенцев на продолжительное время. Выезд на полосу встречного движения, езда подшофе… При этом, вы не станете пешеходом, "немножко" превышая (не более чем на 60 км/ч) и систематически совершая разные "недорогие" правонарушения, которые многие почему-то считают не критичными и не криминальными.

То ли было дело во времена ныне несуществующей страны, над которой гордо развивалось алое знамя. Лишение прав в СССР ввело Постановление Совета Министров РСФСР "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте" 24 мая 1956 года. Правда, тогда под удар попали только нетрезвые водители и всего сроком на год, хотя сейчас за это предусмотрено лишение водительского удостоверения от полутора до трех лет. Жили так до 19 июня 1968 года, а затем в силу вступил более строгий указ Президиума Верховного Совета РСФСР "Об усилении административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами", который прижал к ногтю и за другие грехи. Согласно нему, прав лишали за два и более грубых нарушений в течение года, а также, если противоправные действия повлекли за собой аварию. Досталось и таксистам-нелегалам. Плюс ко всему ужесточили ответственность за повторную "пьянку" в течение года – попавшегося водителя отправляли за решетку сроком до 12 месяцев, либо "награждали" исправительными работами или штрафом. Ну а ежели употребление горячительного сочеталось с вождением после возвращения прав в течение трех лет, то отстраняли от управления сроком до трех лет.

За какие грехи водителям в СССР грозило лишение прав?

В СССР существовала система наказаний – чем больше нарушений, тем выше был риск остаться без машины на целый год. Водители имели при себе талон предупреждений, в котором инспекторы делали проколы в случае противоправных деяний. После трех дырочек следовало лишение прав. В постсоветской России, а, именно в 1993 году появилась балльная система: каждому нарушению соответствовало свое количество очков. Например, превышение разрешенной скорости на 10-30 км/ч оценивалось в 2, а проезд на красный свет в 3 балла. Получив в сумме 15 баллов в течение года, водитель отправлялся на скамейку запасных сроком на 3-6 месяцев. Именно эта система поспособствовала расцвету коррупции – инспектор мог проколоть талон, а водитель предлагал "решить вопрос на месте", лишь бы не портить свою статистику. В 1997 году от нее отказались ввиду двойного наказания за один проступок, ведь была не только балльная оценка, но и штраф, что недопустимо по Конституции, в которой сказано: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление".

Тем, кто нервно поежился, прочитав это, мы напомним о проработке идеи вернуть балльную методику для грубых нарушений. Таких как превышение скорости более чем на 40 км/ч, нарушение правил проезда железнодорожного переезда, проезд на запрещающий сигнал светофора, непропуск aвтoмoбиля с включeнными спецсигналами, а также выезд на полосу встречного движения.

Концепция, которую лоббирует депутат Государственной думы, 1-й зампред комитета по государственному строительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков, предполагает лишение прав на срок от одного года до полутора лет за троекратное нарушение ПДД. Между тем Лысаков напоминает, что лишeниe гpoзит тoлькo тeм, кто попался инспектору ДПC, на него cocтaвили пpoтoкoл нa мecтe пpoиcшecтвия, a зaтeм былo вынeceнo пocтaнoвлeниe и нaзнaчeн соответствующий штpaф.

Фото: Владимир Ролов

Новости партнеров

Новости партнеров