Защита от угона. Кто и как угоняет?
В прошлом материале мы развеяли миф о том, что за угон непопулярной модели или подержанной машины можно не опасаться – сегодня угоняют абсолютно все. Но прежде чем тратиться на установку охранно-противоугонных систем, надо выяснить, кто и каким образом совершает угоны. После этого будет понятно, от кого надо защищаться и можно ли уповать на защиту.
я выбрал вместо рекламы.
При каких бы внешних условиях ни совершались угоны автомобилей, по своему исполнению они делятся на две категории:
- Интеллектуальные (когда у злоумышленников нет ключей от автомобиля).
- С ключами.
Эти способы принципиально различаются и занимаются ими люди с принципиально разным подходом к "профессии".
Интеллект должен быть высоким
Современную иномарку невозможно угнать, как показывают в старых фильмах: разбил стекло, проник в салон, сорвал блокиратор рулевой колонки, соединил провода на замке зажигания и уехал. Все современные автомобили штатно оснащены иммобилайзером – устройством, позволяющим запустить двигатель только после распознавания кода ключа. При этом обязательным требованием к иммобилайзеру является то, чтобы его нельзя было обойти, соединив определенные провода напрямую.
При отсутствии штатного ключа двигатель можно запустить лишь одним из следующих способов:
- Считыванием и последующим воспроизведением код ключа.
- Заменой "родного" иммобилайзера суррогатным с заранее прописанным кодом ключа.
- Переводом иммобилайзера в режим программирования нового ключа.
Любой из этих способов требует наличия дорогостоящей и весьма специфической электронной аппаратуры, которая в магазинах не продается. Причем для разных марок, моделей и даже для разных моторных модификаций одной модели оборудование зачастую требуется свое.
Теперь понятно, почему в прошлом материале мы говорили, что спонтанные угоны с целью "просто покататься" в последнее время сходят на нет? Если у злоумышленников нет специальной электронной аппаратуры, это дилетанты, которые не смогут взять машину в любом случае - даже если она дополнительно ничем не защищена. Поэтому любители покататься на чужом автомобиле могут рассчитывать лишь на случайное завладение ключами.
Если же специальная электронная аппаратура у злоумышленников имеется, это профессионалы, которые вкладывали в нее деньги не для того, чтобы какая-нибудь сигнализация или механическая "противоугонка" могли их остановить. Все необходимое для нейтрализации дополнительных средств защиты у них также имеется. Вопрос лишь в том, сколько времени для этого нужно.
Чтобы интеллектуальный угон хорошо защищенной машины гарантированно состоялся, надо нейтрализовать сигнализацию и механический блокиратор, набросить "глушилку" радио- и GPS-сигналов, и подключить к двигателю альтернативную систему питания и управления. Если машиной занимаются два человека, на это уходит не более 10 минут.
Почему так мало? Во-первых, интеллектуальные угонщики постоянно мониторят рынок охранно-противоугонных систем, и при появлении очередной новинки тщательно ее изучают и находят способ быстрой нейтрализации. Во-вторых, "интеллектуалы" работают только с машинами определенных марок и моделей, конструкция которых досконально изучена, а технология угона отработана до автоматизма.
Угнать с ключами проще всего
Однако ситуация не всегда позволяет возиться с машиной. Например, от подъезда дома средь бела дня или от торгового центра под видеокамерами автомобиль надо брать быстро: подошел, открыл дверь и тут же уехал. Да и ассортимент заказываемых под угон машин постоянно расширяется. Для каждой модели и моторной модификации альтернативную систему жизнеобеспечения двигателя не сделаешь, а без нее успех интеллектуального угона не гарантирован.
Поэтому несмотря на то, что кража ключей – это дополнительный риск, а их насильственный отъем – еще и дополнительная статья уголовной ответственности, угоны такого типа широко практикуются профессионалами. Ведь человек – существо ленивое. Брелок сигнализации, ключ от механического блокиратора и даже "метку" дополнительного иммобилайзера он обычно носит на одной связке с автомобильным ключом. Поэтому после завладения ключами машина обычно становится легкой добычей…
Обычно, но не всегда. Если в дополнение к стандартной защите установлена "секретка" с потайным выключателем, искать его можно очень долго. Поэтому самый эффективный способ – выманить водителя из машины уже после начала движения. Например, с помощью брошенной по кузову пластиковой бутылки или перегородившего дорогу "пьяного" пешехода. После этого остается прыгнуть за руль и включить генератор помех, чтобы владелец или оператор спутниково-поисковой компании не могли дистанционно заглушить двигатель или отследить местонахождение машины.
Угоны с ключами - наиболее коварные. Мало того, что они совершаются мгновенно и почти всегда завершаются успехом, так еще и владелец лишается возможности получения выплаты по КАСКО, если автомобиль "уехал" с ключами...
По ситуации
Как видите, в арсенале злоумышленников есть несколько отработанных способов угона, которые выбираются по ситуации. Например, если интеллектуальный угон машины невозможен, ей займутся "артисты", которые сделают так, что водитель сам оставит машину со снятой защитой и заведенным мотором. Но в любом случае это профессионалы – дилетантам в этом бизнесе места не осталось.
Современные бригады угонщиков – это высокоорганизованные преступные сообщества, роли участников в которых четко распределены. Одни занимаются поиском машин, другие – техническими вопросами, третьи – непосредственным исполнением угонов, четвертые - обеспечением безопасности операций, пятые – сбытом угнанных машин и т.д.
Вы еще надеетесь выиграть битву у такой армии? Тогда завтра поговорим о том, что имеет смысл предпринять, чтобы если не исключить возможность угона полностью, то хотя бы усложнить злоумышленникам задачу.
Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей
Фото: РИА "Новости" / Константин Чалабов
Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.