quto.ru
Опубликовано 02 ноября 2017, 18:22

Знак "Шипы": необходимость или очередной "развод" ГИБДД?

У вас зимняя шипованная резина? Не забудьте установить знак "Шипы" на заднее стекло автомобиля. Иначе вам грозит совсем не выдуманный штраф!

Вот уже полгода как в России наказывают водителей, которые ездят на автомобилях с шипованной резиной, но при этом не повесили соответствующих знак "Шипы". Для тех, кто даже не знает, как он выглядит, поясним – это белый треугольник с красной окантовкой и буквой "Ш" посередине. Согласно правилам, длина каждой стороны треугольника должна быть не меньше 20 сантиметров, а ширина красной полосы – не менее двух сантиметров.

В соответствии с изменениями в ПДД, которые вступили в силу 4 апреля 2017 года, такой знак при установке шипованной резины обязателен. А постановление Правительства РФ от 24 марта 2017 года дополнило примечанием об отсутствии знака "Шипы" перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещается. Так что теперь, если знака нет, водителя могут наказать по ч. 1 ст. 12.5 КоАП штрафом в размере 500 рублей.

Знак "Шипы": необходимость или очередной "развод" ГИБДД?

В общем, если у вас шипованная резина, установите знак "Шипы". Иначе – штраф. Но зачем вообще нужен этот знак?

Представители ГИБДД России отвечают, что знак "Шипы" не просто информирует других участников дорожного движения, что в зимний период времени вы эксплуатируете колесную резину, оснащенную шипами. "Он предупреждает, что благодаря наличию шипов на колесах ваш тормозной путь на скользкой дороге может оказаться значительно короче, чем думают другие водители".

Однако новое требование уже привело к возникновению дефицита знака "Шипы" в магазинах. Хотя покупать подобный знак необязательно – его также можно изготовить самому, скачав шаблон из интернета и распечатав на цветном принтере. Но нужна ли сама норма? Эксперты, опрошенные "Авторамблером", уверены, что без обязательного требования по установке знака "Шипы" можно обойтись.

Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo

Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo

"Это требование прописано у нас уже давно, но прямого отношения к безопасности дорожного движения уже не имеет, – уверен автоюрист, редактор журнала "За Рулем" Сергей Смирнов. — Автомобили у нас сильно изменились, сильно изменились требования по безопасности. Технические параметры автомобиля на сегодняшний день таковы, что даже если мы ездим на машине с зимней нешипованной резиной, тормозной путь не намного отличается от автомобиля с резиной с шипами", - поясняет эксперт.

Смирнов также добавил, что норма действительно появилась когда-то давно, чтобы предупредить окружающих водителей о необходимости держать большую дистанцию. Но сегодня наличие наклейки "Шипы" для водителей уже ровным счетном ничего не значит. "Нормальные водители зимой и так стараются держать достаточную дистанцию, чтобы вовремя среагировать на изменение дорожной обстановки. Наказывать водителей за отсутствие такой наклейки – это формальный подход, а не практичное решение", – отмечает Смирнов. По его мнению, действующее законодательство требует корректировки. "Можно было бы оставить требование о наличии этой наклейки, но отдать его выполнение на откуп самим водителям, ни в коем случае за это не наказывая", – подчеркнул автоюрист.

Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo

Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo

В том, что необходимости в знаке "Шипы" нет уверен и глава "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин. "Все понимают, что зимой большинство водителей ездит "на шипах". Но формально у сотрудников Госавтоинспекции есть право и останавливать, и наказывать за данное нарушение. Просто пока к этому не все привыкли, – говорит Похмелкин. – Конечно, не так и сложно такой знак повесить, но, с моей точки зрения, это никак на безопасности не отражается. По большому счету, это еще одна "кормушка" для дорожных полицейских".

Также эксперт согласился, что знак "Шипы" не стоило делать обязательным. "Нормальный водитель и без этого будет аккуратен применительно к любому другому автомобилю, не только к тому, где установлен знак "Шипы". И потом – разве тот, кто ездит на летней резине зимой, менее опасен? А ведь знак "Шипы" ему не требуется", – добавил глава "Движения автомобилистов России". Тем не менее, водителям Виктор Похмелкин советуют приобрести и установить данный знак, чтобы "не нарываться на санкции".

Знак "Шипы": необходимость или очередной "развод" ГИБДД?

Аналогичного мнения придерживается и координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов. "Современный автомобиль напичкан таким количеством электронных систем, что тормозной путь определяется не столько реакцией человека, сколько электроникой, вроде ABS. Знак "Шипы" в этом отношении выглядит довольно архаично. Конечно, у нас есть довольно древние автомобили. Но они и так будут останавливаться позже, для их водителей такой знак также неинформативен", – пояснил Шкуматов.

Кроме того, эксперт объяснил, почему ГИБДД стала резко обращать внимание на наличие такого знака. По его мнению, дело в появлении штрафа 500 рублей. "После того, как появился штраф, стало возможным крайне легко фиксировать это нарушение. Не надо здесь искать заговор – дело в том, что инспектору стало проще [наказывать водителя]: "Шипы есть? Знак есть? Нет? Ну, на тебе протокол".

При этом Шкуматов добавил, что отсутствие знака "Шипы" не может являться регрессным требованием со стороны ОСАГО в случае ДТП. Список нарушений, при котором водителю могут отказать в выплатах, перечислен в "Законе об ОСАГО" и такая самодеятельность со стороны страховой закончится проигрышем в суде.

Тимофей Исаев

Фото: Антон Струков / Авторамблер

Автомобильные новости