Автомобили Де Дион Бутон: французская роскошь 1910-х
Какие машины продавал самый крупный в мире производитель«Все наши автомобили продаются за наличный расчёт, франко завод в Пюто без скидки; одна третья часть суммы стоимости уплачивается наличными при заказе, остаток же суммы при отправке. Каждый автомобиль до отправки подлежит тщательному испытанию инженеров на фабрике де Дион Бутон в Пюто», — говорится в издании.
На территории царской России единственным официальным продавцом автомобилей был магазин в Варшаве. Все приобретённые транспортные средства поставлялись только в этот салон, там же вносились платежи. Сроки поставки определялись при оформлении договора.
На каждую машину давалась гарантия сроком на полгода. При этом производитель уточняет, что в конструкцию машины могут быть внесены изменения (если это будет считаться полезным), а под этим определением следует понимать, что он «обязуется в течение этого времени поправить или заменить все части, пришедшие в негодность по причине плохого материала или несоответственного исполнения их».
А вот поломки и повреждения, к которым привели «неумелое обращение или недосмотр» уже в начале XX века были случаями не гарантийными. Помимо этого, гарантия не распространялась на шины.
Одновременно в компании отметили, что при в случае поломки автомобилистов просят заранее сообщать, что «требуемая часть должна быть заменена безвозмездно, как включенная в гарантию».
К слову, никакой ответственности за сохранность своей продукции предприятие не несло, в том числе за возможные повреждения, которые автомобили получают во время транспортировки.
«По требованию наших почтенных потребителей исполняется нами отправка, но на риск и за счёт заказчика. Снимаем с себя всякую ответственность за опоздание и несчастные случаи, могущие произойти в дороге. Всякие могущие возникнуть недоразумения будут разрешаемы судебными учреждениями Варшавы. В случае высылки с наложенным платежом никаких отступлений от перечисленных пунктов не допускаем», — уточняется в каталоге.
К слову, надёжность французских автомобилей проверялась при помощи различных пробегов. Наиболее суровыми из них стали путешествия на 10-сильных машинах от Пекина до Парижа и от Парижа до Нью-Йорка.
В издании также указано, что среди состоятельных граждан по всему миру спросом пользовались ландолеты и лимузины с усиленным шасси, но при этом выглядящие как «изящные городские экипажи или вагоны для путешествий».
В 1909 году производитель модернизировал производственную площадку, благодаря чему объём выпуска удалось удвоить. Помимо этого, на заводе были введены дополнительные рабочие смены, а сам он работал без выходных.
Уточняется, что всё это позволило компании установить рекорд и завершить 1910 операционный год, не имея на складах ни одной прошлогодней машины.
«Общеизвестно, что автомобили де Дион Бутон перепродаются без ненормального понижения стоимости. Равно известно, что фабрика имеет за границей почти пятьсот агентов со складами запасных частей. Таким образом, владельцы автомобилей нашего клейма могут всегда запастись частями в дороге в случае потребности замены. Работа на наших фабриках в виду большого спроса гарантирует умеренные цены и тождественность машин. Выгоды эти, а равно и наше стремление к безупречной фабрикации, решили раз навсегда вопрос успеха наших машин», — отмечают в компании.
Модельный ряд марки включал в себя дешёвые и выносливые пассажирские машины, внешне более всего напоминающие компактные двухэтажные маршрутки. К слову, именно они стали наиболее распространёнными среди машин фирмы.
Они оснащались бензиновыми двигателями мощностью от 8 до 35 лошадиных сил. Среди технических инноваций — закрытый корпус сцепления и убранная в «висячую дифференциальную коробку», то есть картер, приводная цепь.
Помимо этого, линейка производителя включала в себя несколько вариантов открытых и закрытых автомобилей. Так как фирма была известна не только самими машинами, но и качественными производительными двигателями (которые использовали и сторонние марки), то у поставляемых машин была достаточно широкая моторная гамма.
Включала она в себя как небольшие одноцилиндровые двигатели мощностью 8 лошадиных сил и максималкой в 40 км/ч, так и более мощные 14-сильные моторы (такие агрегаты ставились на гоночный тип автомобилей и могли обеспечивать скорость в 60 км/ч). Более крупным моделям были положены моторы с отдачей 18, 25 и 35 сил. Последний, к слову, мог ехать со скоростью до 70 км/ч.
Полностью ознакомиться с книгой «Автомобили де Дион Бутон» от 1910 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Также производитель предлагал несколько версий грузовиков разного размера, мощности и типа кузова, а также омнибусы, почтовые автомобили и спецтехнику. Например, технику для полива и уборки улиц, пожарную машину, автомобильные сани на лыжах, разнообразные вагоны для железной дороги.