За год в России появилось более 100 новых моделей
На Москву надвигается циклон «Каутано»
Наказание за подделку справок для водительских прав
Утопленники
В России выпустят подушки безопасности
De Tomaso создал уникальный рычаг КПП
Цены на такси ставят новые рекорды
Стоимость обновлённой Lada Vesta
Найден способ искоренить вредные привычки за рулём
Toyota запатентовала «отслаивающуюся краску»
Опубликовано 25 ноября 2023, 11:31
2 мин.

Как устроены железные дороги в России

В 1872 году активно развивался транспорт, появлялись сложные инженерные сооружения
Появление железнодорожного транспорта в России стало буквально локомотивом развития крупных городов. Однако чем больше появлялось путей для поездов, тем сложнее становилось инженерам и строителям возводить другие объекты рядом с ними, а для развития инфраструктуры приходилось постоянно запрашивать проектную документацию в профильных ведомствах. Чтобы облегчить эту задачу, в 1872 году был опубликован сборный альбом чертежей, включающий в себя все железнодорожные сооружения. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru также смогла ознакомиться с этими историческими документами.
rusneb.ru

Информация в сборнике разделяется на четыре раздела: профили дорог, расположение путей на станциях; пассажирские терминалы, вспомогательные здания и платформы; мосты; паровозы и прочий подвижной состав, поворотные круги.

Как устроены железные дороги в России

© rusneb.ru

«Некоторые чертежи пришлось оставить напечатанными в одном тоне и в них могли вкрасться недоделки. Однако я убеждён, что лучше иметь для руководства в нашей железнодорожной практике хотя бы посредственное собрание чертежей, чем никакого», — отметил автор, И. Волгунов.

Как устроены железные дороги в России

© rusneb.ru

Писатель также отмечает, что уже приступил к работе над вторым изданием, в котором будут содержаться данные о железных дорогах, которые в то время только строились: Киево-Брестской железной дороге, Брестско-Граевской, Ландворово-Роменской (соединяла порты на Балтике с Украиной), Севастопольской, Поти-Тифлисской (она же Закавказская) и других.

Как устроены железные дороги в России

© rusneb.ru

Альбом, помимо информации непосредственно о проложенных рельсах и построенных объектах инфраструктуры, содержит сведения обо всех знаках и указателях, которые использовались 151 год назад, каталог всех переездов с указанием расположения и характеристик упорных брусьев, которые считались важным элементом конструкции. Даже отхожим местам нашлось место на страницах издания.

Как устроены железные дороги в России

© rusneb.ru

Помимо прочего, в книге содержится описание конструкции шлагбаумов. К слову, их появление было связано с обычным скотом. Дело в том, что когда движение поездов стало активным, у пастухов возникла необходимость быстрой остановки стада, а сделать это проще всего при помощи обустройства простейших ограждений.

Как устроены железные дороги в России

© rusneb.ru

Кстати, уже полтора столетия назад вокзалы в Москве и Санкт-Петербурга значительно отличались по уровню комфорта от небольших уездных станций. Например, в каталоге имеются чертежи не только самих зданий, которые, к слову, нередко были каменными, но также буфетов III, II и I классов, дорожных казарм и будок, водогрейных резервуаров (в 1872 году поезда, как правило, работали на пару), депо, а также провиантских (сегодня — продуктовых) магазинов и жилых домов вокруг терминалов.

В то же время на Одесско-Балтийской железной дороге, к примеру, для хранения вагонов были обустроены сараи, зато имелась своя кузница и навесы для дров, а единственным достойным упоминания (по мнению автора книги) объектом в соответствующей главе на Шуйско-Ивановской дороге был жилой дом в Кинешме.

Как устроены железные дороги в России

© rusneb.ru

Если обратить внимание на раздел с мостами, то можно заметить, что деревянными были лишь переправы через небольшие реки. Согласно документации, для строительства крупных сооружений использовались камень и металл (чаще чугун), что позволяло конструкциям выдерживать повышенные нагрузки.

Как устроены железные дороги в России

© rusneb.ru

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Отдельный раздел посвящён механизмам стрелок и двойных стрелок, процессу их перевода и перемещению поездов с одного пути на другой, в том числе при помощи поворотных кругов, паровым машинам и особенностям работы паровых машин с насосом, обеспечивающим водоснабжение станций I, II, III и IV классов.

[]