Как устроены железные дороги в России
В 1872 году активно развивался транспорт, появлялись сложные инженерные сооруженияИнформация в сборнике разделяется на четыре раздела: профили дорог, расположение путей на станциях; пассажирские терминалы, вспомогательные здания и платформы; мосты; паровозы и прочий подвижной состав, поворотные круги.
«Некоторые чертежи пришлось оставить напечатанными в одном тоне и в них могли вкрасться недоделки. Однако я убеждён, что лучше иметь для руководства в нашей железнодорожной практике хотя бы посредственное собрание чертежей, чем никакого», — отметил автор, И. Волгунов.
Писатель также отмечает, что уже приступил к работе над вторым изданием, в котором будут содержаться данные о железных дорогах, которые в то время только строились: Киево-Брестской железной дороге, Брестско-Граевской, Ландворово-Роменской (соединяла порты на Балтике с Украиной), Севастопольской, Поти-Тифлисской (она же Закавказская) и других.
Альбом, помимо информации непосредственно о проложенных рельсах и построенных объектах инфраструктуры, содержит сведения обо всех знаках и указателях, которые использовались 151 год назад, каталог всех переездов с указанием расположения и характеристик упорных брусьев, которые считались важным элементом конструкции. Даже отхожим местам нашлось место на страницах издания.
Помимо прочего, в книге содержится описание конструкции шлагбаумов. К слову, их появление было связано с обычным скотом. Дело в том, что когда движение поездов стало активным, у пастухов возникла необходимость быстрой остановки стада, а сделать это проще всего при помощи обустройства простейших ограждений.
Кстати, уже полтора столетия назад вокзалы в Москве и Санкт-Петербурга значительно отличались по уровню комфорта от небольших уездных станций. Например, в каталоге имеются чертежи не только самих зданий, которые, к слову, нередко были каменными, но также буфетов III, II и I классов, дорожных казарм и будок, водогрейных резервуаров (в 1872 году поезда, как правило, работали на пару), депо, а также провиантских (сегодня — продуктовых) магазинов и жилых домов вокруг терминалов.
В то же время на Одесско-Балтийской железной дороге, к примеру, для хранения вагонов были обустроены сараи, зато имелась своя кузница и навесы для дров, а единственным достойным упоминания (по мнению автора книги) объектом в соответствующей главе на Шуйско-Ивановской дороге был жилой дом в Кинешме.
Если обратить внимание на раздел с мостами, то можно заметить, что деревянными были лишь переправы через небольшие реки. Согласно документации, для строительства крупных сооружений использовались камень и металл (чаще чугун), что позволяло конструкциям выдерживать повышенные нагрузки.
Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Отдельный раздел посвящён механизмам стрелок и двойных стрелок, процессу их перевода и перемещению поездов с одного пути на другой, в том числе при помощи поворотных кругов, паровым машинам и особенностям работы паровых машин с насосом, обеспечивающим водоснабжение станций I, II, III и IV классов.