quto.ru
Опубликовано 12 августа 2023, 14:27
3 мин.

Каталог запчастей с ценами для мотоцикла Л-300 1939 года

Брошюра помогала мотоциклистам рассчитывать стоимость ремонта техники
Современные мотоциклы — это достаточно сложные транспортные средства с обилием электроники, некоторые модели оснащаются наддувными двигателями, также производители ведут работу над гибридными силовыми установками. Но в довоенной России двухколёсная техника была намного проще. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла изучить каталог запчастей с ценами 1939 года к первому советскому байку, который выпускался серийно — ленинградскому Л-300.
rusneb.ru

В основу модели лёг немецкий DKW Luxus 300. Конструкция в то время была классической: штампованная рама на болтах, а 6-сильный двигатель объёмом 293 «кубика» и трёхступенчатая коробка передач позволяли разгоняться до 80 км/ч.

Стоит отметить, что байк считался более надёжным, чем ИЖ-7 из Ижевска, но было и у него слабое место — электрика. Так, из-за отказа от заднего фонаря и электрического сигнала фара светила довольно ярко, но только на небольшой скорости. Как только мотоциклист разгонялся, свет заметно угасал, а на высоких оборотах двигателя лампочки регулярно перегорали.

Каталог запчастей с ценами для мотоцикла Л-300 1939 года

© rusneb.ru

Собирали Л-300 в Ленинграде (сегодня более известном как Санкт-Петербург) с 1930 по 1939 год. Модель стала массовой и активно использовалась как гражданами, так и предприятиями, в том числе оборонными.

Каталог запчастей позволял не только заметно упростить владельцу байка заказ запчастей, но и заметно упрощал составление сметы на ремонт и обслуживание. Если современные мотоциклисты вынуждены искать нужные детали и сравнивать цены на десятках сайтов, то в довоенные годы достаточно было иметь под рукой одну книгу, которая являлась дополнением к инструкции.

Каталог запчастей с ценами для мотоцикла Л-300 1939 года

© rusneb.ru

«Каталог состоит из рисунков с изображениями узлов, подсборок и деталей, а также таблиц, помещённых после каждого рисунка», — говорится в издании.

Подсборка представляет собой комплекс деталей, соединённых в процессе производства наглухо путем склёпки, сварки, спайки или запрессовки, а иногда разборки.

Брошюра условно разделена на 13 основных глав, каждая из которых посвящена крупным узлам и агрегатам: двигателю, электрооборудованию, трансмиссии, колёсам, баку, седлу, вилке, раме, карбюратору, аксессуарам и другому оборудованию. При этом разные виды крепежей приводятся в виде общего списка на последних страницах, а детали, которые не нуждаются в замене «даже при капитальном ремонте машины», в книгу не внесены.

Одной из самых дорогих деталей в мотоцикле был двигатель в сборе. Если узел был нужен вместе с магнето, то его стоимость составляла 729 рублей 65 копеек, без магнето — 537 рублей 20 копеек. Цены на магнето отдельно составляли 192 рубля 45 копеек.

В случае поломки коробки передач райдеру приходилось «раскошелиться» на 464 рубля 50 копеек (и это заводская цена, без учёта наценки в магазинах), а вилка стоила 224 рубля 25 копеек. Дешевле всего было в довоенное время заменить седло — цены на запчасть составляли 65 рублей 95 копеек. Разумеется, покупать узел целиком было необязательно, а в издании содержатся цены и номера всех деталей, вплоть до самых мелких.

В 1939 году каталог включал в себя не только запчасти, но и фирменные аксессуары. Например, за 26 рублей 40 копеек мотоциклист мог купить багажник, а за 20 рублей 65 копеек — комплект фирменных кофров, то есть сумок. Помимо этого, производитель предлагал подножки, защиту ног, кожух для защиты цепи от грязи и даже механический гудок с грушей.

Полностью ознакомиться с каталогом запчастей для мотоцикла Л-300 вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Стоит отметить, что в то время средняя зарплата врачей составляла 255 рублей в месяц, учителей — 337 рублей, а продавцов — 261 рублей.

Автомобильные новости