Почему автомобильная пресса ополчилась на гонки в 1909
Изучаем номер «Автомобильная жизнь и спорт» 115-летней давностиНа первой же странице авторы сообщают о серьёзном происшествии, которое произошло 5 июня, а также о реакции на него местного аэроклуба. Дело в падении воздушного шара, в результате которого погибли все, кто находился на его борту.
«Имея в виду, что катастрофа произошла от неисправности оболочки шара, аэростатический отдел клуба решил предоставить судебной власти мотивированное мнение о необходимости предания суду отдела в полном составе», — отмечено в статье.
Отмечается, что воздушный шар не был осмотрен аэростатическим отделом, полёт его был одобрен без испытаний до приёма его в клуб «единственно лишь из доверия к генералу Кованько, который единолично считал оболочку шара прочной».
Кроме того, к полёту были допущены лица, которые не имели не малейшего понятия об устройстве шара, а члены клуба не прочитали пассажирам ни одной лекции о практике подъёма, в том числе об устройстве предохранительного клапана.
Впрочем, авторы заметки отмечают, что «самобичевание, может быть, и неуместное, но трогательное». Однако они выражают уверенность, что члены аэроклуба не виноваты в случившемся, а вина лежит исключительно на пилоте Германе.
«Он один мог знать, что надо осмотреть предварительно, как надо поступать в случае несчастья. Вместо этого он спокойно полетел на “авось”, не посмотрев даже на шар, он напугал даже своих пассажиров вместо того, чтобы принять меры и предотвратить катастрофу», — уверены редакторы.
Соседняя статья посвящена резкой критике любых гонок на скорость. В ней говорится, что редакция журнала «Автомобильная жизнь и спорт» неоднократно выступала против подобных мероприятий, и в итоге их практически перестали проводить в Санкт-Петербурге, «выяснив их бесполезность и опасность».
«Мы сохранили только интересные испытания на версту и большие конкурсы туризма, где на первом плане регулярность хода и исправность машины. Только эти испытания ценны по своим результатам и дадут нам опыт и отчёт о работе автомобиля при нормальных условиях. Но гонки ещё устраиваются, неизвестно зачем. Редко, правда, но зато и оплачиваются дорого», — говорится в заметке.
Однако в Москве скоростные заезды по-прежнему проводились, и в одном из них погибли петербургский гонщик Александр Ветчинин и его водитель.
По свидетельствам очевидцев, на самом старте, в 100 вёрстах от города (107 км) протекает река Шоша, через которую перекинут деревянный мост. Около 8 часов утра, пока спортсмены только проходили предстартовую подготовку, мимо них на огромной скорости пронёсся на своём автомобиле Ветчинин с шофёром.
Однако всю ночь шёл ливень, и к утру дорога представляла собой сплошную грязь, а непосредственно в этом месте был достаточно крутой поворот. Водитель не смог справиться с управлением, автомобиль развернуло поперёк моста и он на полной скорости влетел в перила. Последние не выдержали удара, и машина вместе с пассажирами упала в реку.
Очевидцы бросились в воду, однако спасти ни водителя, и его пассажира, не удалось.
Впрочем, трагедия не помешала проведению гонки, которая прошла с большим успехом. Причём на финише, который состоялся в Москве, собралась огромная толпа народа. С одной стороны были устроены ложи для состоятельной публики в ресторане «Эрмитаж», с другой толпились горожане, между которыми сновали торговцы мороженым, квасом и съестными припасами.
Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильная жизнь и спорт» от 20 июня 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Около полудня на финишной прямой показался 50-сильный Fiat под управлением В. Прохорова, ставший победителем гонки с результатом 1 час 15 минут и 35 секунд. Вскоре показался ещё один автомобиль, однако сидевший за рулём граф Мордвинов ехал «чересчур медленно для его мощной машины», а на подъезде к финишу и вовсе остановился и отказался от участия в заезде. Он же и рассказал зрителям о происшествии, случившемся утром.