Утопленники
В России выпустят подушки безопасности
De Tomaso создал уникальный рычаг КПП
Цены на такси ставят новые рекорды
Стоимость обновлённой Lada Vesta
Найден способ искоренить вредные привычки за рулём
Toyota запатентовала «отслаивающуюся краску»
Опубликовано 22 июня 2024, 11:30
3 мин.

Почему автомобильная пресса ополчилась на гонки в 1909

Изучаем номер «Автомобильная жизнь и спорт» 115-летней давности
Одним из наиболее авторитетных и серьёзных профильных изданий, которые писали в начале XX века про транспорт, считался еженедельник «Автомобильная жизнь и спорт». Как следует из названия, внимание в журнале, которое издавалось в Санкт-Петербурге, уделялось не только велосипедам, автомобилям и летательным аппаратам того времени, но также различным спортивным соревнованиям. Благодаря сотрудничеству и Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла внимательно изучить номер от 20 июня 1909 года.
rusneb.ru

На первой же странице авторы сообщают о серьёзном происшествии, которое произошло 5 июня, а также о реакции на него местного аэроклуба. Дело в падении воздушного шара, в результате которого погибли все, кто находился на его борту.

«Имея в виду, что катастрофа произошла от неисправности оболочки шара, аэростатический отдел клуба решил предоставить судебной власти мотивированное мнение о необходимости предания суду отдела в полном составе», — отмечено в статье.

Отмечается, что воздушный шар не был осмотрен аэростатическим отделом, полёт его был одобрен без испытаний до приёма его в клуб «единственно лишь из доверия к генералу Кованько, который единолично считал оболочку шара прочной».

Кроме того, к полёту были допущены лица, которые не имели не малейшего понятия об устройстве шара, а члены клуба не прочитали пассажирам ни одной лекции о практике подъёма, в том числе об устройстве предохранительного клапана.

Почему автомобильная пресса ополчилась на гонки в 1909

© rusneb.ru

Впрочем, авторы заметки отмечают, что «самобичевание, может быть, и неуместное, но трогательное». Однако они выражают уверенность, что члены аэроклуба не виноваты в случившемся, а вина лежит исключительно на пилоте Германе.

«Он один мог знать, что надо осмотреть предварительно, как надо поступать в случае несчастья. Вместо этого он спокойно полетел на “авось”, не посмотрев даже на шар, он напугал даже своих пассажиров вместо того, чтобы принять меры и предотвратить катастрофу», — уверены редакторы.

Соседняя статья посвящена резкой критике любых гонок на скорость. В ней говорится, что редакция журнала «Автомобильная жизнь и спорт» неоднократно выступала против подобных мероприятий, и в итоге их практически перестали проводить в Санкт-Петербурге, «выяснив их бесполезность и опасность».

Почему автомобильная пресса ополчилась на гонки в 1909

© rusneb.ru

«Мы сохранили только интересные испытания на версту и большие конкурсы туризма, где на первом плане регулярность хода и исправность машины. Только эти испытания ценны по своим результатам и дадут нам опыт и отчёт о работе автомобиля при нормальных условиях. Но гонки ещё устраиваются, неизвестно зачем. Редко, правда, но зато и оплачиваются дорого», — говорится в заметке.

Однако в Москве скоростные заезды по-прежнему проводились, и в одном из них погибли петербургский гонщик Александр Ветчинин и его водитель.

По свидетельствам очевидцев, на самом старте, в 100 вёрстах от города (107 км) протекает река Шоша, через которую перекинут деревянный мост. Около 8 часов утра, пока спортсмены только проходили предстартовую подготовку, мимо них на огромной скорости пронёсся на своём автомобиле Ветчинин с шофёром.

Почему автомобильная пресса ополчилась на гонки в 1909

© rusneb.ru

Однако всю ночь шёл ливень, и к утру дорога представляла собой сплошную грязь, а непосредственно в этом месте был достаточно крутой поворот. Водитель не смог справиться с управлением, автомобиль развернуло поперёк моста и он на полной скорости влетел в перила. Последние не выдержали удара, и машина вместе с пассажирами упала в реку.

Очевидцы бросились в воду, однако спасти ни водителя, и его пассажира, не удалось.

Впрочем, трагедия не помешала проведению гонки, которая прошла с большим успехом. Причём на финише, который состоялся в Москве, собралась огромная толпа народа. С одной стороны были устроены ложи для состоятельной публики в ресторане «Эрмитаж», с другой толпились горожане, между которыми сновали торговцы мороженым, квасом и съестными припасами.

Почему автомобильная пресса ополчилась на гонки в 1909

© rusneb.ru

Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильная жизнь и спорт» от 20 июня 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Около полудня на финишной прямой показался 50-сильный Fiat под управлением В. Прохорова, ставший победителем гонки с результатом 1 час 15 минут и 35 секунд. Вскоре показался ещё один автомобиль, однако сидевший за рулём граф Мордвинов ехал «чересчур медленно для его мощной машины», а на подъезде к финишу и вовсе остановился и отказался от участия в заезде. Он же и рассказал зрителям о происшествии, случившемся утром.

[]