Я — легенда: 5 фактов о Ford Taurus SHO
Мощный переднеприводный седан из восьмидесятых, который «шокировал мир»Yamaha всему голова
Первый Taurus SHO (Super High Output, «сверхвысокая мощность») увидел свет не без косвенного влияния «Мустанга». А, именно, его нетривиальной модификации SVO (1984–1986 годов) с 2,3-литровой «турбочетвёркой» от одноименного подразделения (Special Vehicle Operations). Творческие поиски привели его специалистов к новой для США концепции рафинированного спорткара на платформе переднеприводного Taurus.
Самостоятельно спроектировать передовой двигатель, за который не пришлось бы краснеть перед клиентами и соперниками оказалось не так-то просто. Подходящим партнером оказалась Yamaha Motor Company. Выбор на японцев пал не случайно. Они имели за плечами огромный опыт разработки мотоциклетных моторов, кроме того, помогали «Тойоте» с 2,0-литровой рядной «шестеркой» 3M от спорткупе 2000GT шестидесятых годов и незадолго до обращения фордовцев создали шестнадцатиклапанную головку блока цилиндров для 1,6-литрового Toyota 4A-GE.
Сёгун из Детройта
Двигатель SHO с метким прозвищем Shogun (сёгун) — результат дальнейшего развития 3,0-литрового Vulcan V6 от обычных седанов и универсалов Taurus. Первоисточник представляет собой классический американский агрегат с одним нижним распредвалом, штанговыми толкателями и двумя клапанами на цилиндр. Его эволюция куда интереснее: чугунные головки блока цилиндров заменены алюминиевыми 24-клапанными с четырьмя распредвалами.
С новым газораспределительным механизмом отдача радикально выросла — со 142 л.с. и 217 Нм у «вулкана» до 223 л.с. и 271 Нм у заметно более высокооборотного Shogun. По современным меркам эти значения с привязкой к претензиям на «спорт» вызывают лишь усмешку. Но не будем забывать, что заряженный Taurus первого поколения появился в 1989 году, когда подобные величины считались отнюдь не низкими.
Силен не только двигателем
Дорвавшиеся до новинки журналисты авторитетного журнала Car and Driver остались под впечатлением. Заголовок «Ford Taurus SHO 1989 года шокирует мир» был по-американски громким, но спорным. Сомнительно, что новинка заставила содрогнуться всю планету. Япония гордилась своим Toyota Chaser GT Twin Turbo с наддувным мотором 1JZ-GTE (280 л.с.) объемом 2,5 литра. Германия могла противопоставить 315-сильного «убийцу спорткупе» BMW M5 (E34). Но могучий переднеприводник все равно удивлял и для Штатов считался уникальным продуктом.
С безальтернативной пятиступенчатой «механикой» он набирал 97 км/ч (60 миль/ч) за 6,7 секунды, его максимальная скорость — 143 миль/ч (230 км/ч). Спортивные пружины и амортизаторы, а также более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости не превращали SHO в зубодробительный «корч». Он оставался сравнительно комфортабельным и практичным, готовым вместить пятерых и их багаж.
«Всё ещё не впечатляет? Тогда вам следует знать, что ни один седан стоимостью дешевле 20 000 долларов не может сравниться с характеристиками SHO. Фактически, единственными серийными четырёхдверными седанами, которые быстрее — это BMW 750iL за 71 000 долларов и M5 за 51 000 долларов. SHO превосходит такие седаны премиум-класса, как Mercedes 300E и 560SEL, Audi 200 Turbo и Saab 9000 Turbo. И в пух и прах разносит все другие модели в диапазоне от 20 000 до 30 000 долларов», — делает вывод Car and Driver.
Плоды эволюции
В 1992 году Ford модернизировал Taurus. Параллельно дебютировал комплексно обновленный SHO с рядом заметных внешних отличий как от гражданских собратьев, так и предшественника. Другие бамперы, передние крылья, капот, оптика и радиаторная решетка сделали облик запоминающимся и более напористым.
Комбинация трехлитрового V6 и «механики» сохранилась. Ценителям комфорта и противникам лишних манипуляций ногами и руками предложили модификацию с 3,2-литровым мотором (223 л.с. и 292 Нм) и четырёхступенчатой автоматической коробкой передач. На замерах Car and Driver такой Taurus показал достойные 7,6 секунды до 97 км/ч и 15,7 секунды на четверти мили.
В гамме остро не хватало быстрого универсала. Официально он не производился, но Car and Driver заказал постройку одного экземпляра. Как ни странно, грузопассажирский «слипер» привозил серийному SHO 0,4 секунды. Журналисты признавались, что у них нет объяснения этого «феномена».
Продолжатели традиций
Наследник оригинального Super High Output получился странным. Биодизайн скорее отталкивал, а созданная при активном участии японцев полностью алюминиевая V-образная «восьмёрка» объемом 3,4 литра (235 л.с. и 312 Нм) настораживала проблемами с распредвалами. Кстати, с ней динамика отнюдь не головокружительная — 7,5 секунды до 97 км/ч, согласно замерам издания Motor Trend. Механическая коробка передач не предлагалась даже за доплату — только четырёхступенчатый «автомат».
Прежде чем оказаться под капотом моторы проделывали длинный путь. Блоки цилиндров отливались в Виндзоре, Канада по технологии английской инжиниринговой фирмы Cosworth, после чего отправлялись в Японию на сборочный завод Yamaha, а затем в Штаты для инсталляции на машины.
Второе поколение SHO просуществовало на конвейере с 1996 по 1999 год. Следующее вышло в 2010-м. На сей раз с 3,5-литровым V6 EcoBoost (370 л.с. и 475 Нм) с двумя турбокомпрессорами, шестиступенчатым «автоматом» и полным приводом. Темперамент на зависть предкам: Ford длиной хорошо за пять метров и снаряженной массой под две тонны разгоняется до 97 км/ч за 5,2 секунды.