Начиная с десятых годов прошлого века американцы проявляли завидное упорство в проектировании автомобилей «двойного назначения». Некоторые прототипы были вполне боеспособные и многообещающие, другие же бесперспективные. Аварии на испытаниях случались, но, пожалуй, одним из самых ужасных стал инцидент 1973 года, когда с неба рухнул крылатый хэтчбек Mizar. В той катастрофе погибли его создатели, а разработки подобной техники временно прекратились. Несокрушимая сила мечты Одним из беззаветно преданных романтичной идее соединить машину и самолет был конструктор с польскими корнями Генри Смолински. Он родился в 1933 году в многодетной семье, окончил Технологический университет Northrop и начал карьеру в North American Aviation.В 1959-м он присоединился к команде Rocketdyne, а спустя десять лет вместе со своим однокашником Харольдом Блэйком основал в Калифорнии компанию Advanced Vehicle Engineers (AVE) чтобы воплотить в жизнь давнюю мечту прогрессивного человечества: построить транспортное средство, способное с одинаковым успехом передвигаться по земле и бороздить небесные просторы. Гибрид ужа и ежа Такие современные аппараты, как словацкий Aeromobil можно с большой натяжкой считать автомобилем в привычном понимании хотя бы из-за внешнего вида и возможностей трансформации. Но полвека назад и гораздо раньше концепцию воспринимали буквально и без затей.Нередко на транспортное средство устанавливали планер самолёта и вся эта не внушающее никакого доверия сооружение отправлялось в полет. Яркий пример — Convair Model 116 и Model 118 из второй половины сороковых годов.В небе подобные штуковины выглядят пугающе. Кажется, что земное притяжение должно разорвать дитя двух стихий на части. Машина упадёт, а крыло продолжит парить.Смолински и Блэйк задумали свой Mizar (название он получил в честь звезды Мицар в созвездии Большой Медведицы) по схожему принципу. Компактный Ford Pinto соединили с крылом и задней частью двухмоторной Cessna Skymaster. Передний авиационный двигатель на AVE отсутствовал, а одной задней 220-сильной силовой установки не хватало, поэтому её, по информации интернет-ресурса curbsideclassic.com, поменяли на агрегат мощностью 300 л.с. На взлёте, для сокращения разбега, ему ассистировал мотор хэтчбека. Расчётная скорость в небе 130 миль/ч (209 км/ч), запас хода свыше 1600 километров и практический потолок 12 тысяч футов (3658 метров).После приземления часть Cessna быстро снималась и «Форд» мог ездить по дорогам общего пользования без каких-либо ограничений. Двойственную природу выдавали лишь многочисленные дополнительные приборы под передней панелью. «Пинто»? Не лучшая идея На первый взгляд, авторы «Мицара» сделали верный выбор: доступный, экономичный и широко распространенный компакт Pinto казался отличным вариантом для «автосамолёта» ориентировочной стоимостью 18,3-29 тысяч долларов. Но в действительности лучшим рекламным слоганом для проекта было бы что-то вроде: «Вы никогда не сможете чувствовать себя в безопасности. Ни за земле, ни в воздухе». Дело в том, что «Пинто» имел смертельный недостаток — расположенный между бампером и задним мостом топливный бак мог воспламениться при наезде сзади. Что, кстати, неоднократно случалось. Эта «особенность» бросила тень на репутацию Ford Motor Company и закономерно привела к судебным искам. Звоночек… Он прозвенел набатом 26 августа 1973 года, когда во время испытаний сломалось крепление основания правой стойки крыла. Пилот Чарльз «Ред» Джэннис каким-то чудом сумел посадить конструкцию на бобовом поле, а затем уехал оттуда на Mizar своим ходом.Несмотря на неудачу летательный аппарат привлек к себе внимание общественности. В свою очередь Смолински всячески подогревал интерес к своему детищу, обещая простоту эксплуатации: «Даже женщина справится со сборкой и разборкой двух систем без посторонней помощи». …и катастрофа Одна из пресс-конференции AVE фактически стала предвестником трагедии. Газета Los Angeles Times писала, что «…в зале присутствовало множество скептиков и ответы на некоторые технические вопросы так и не прозвучали. Представители компании осознавали проблемы. «Но нам кажется, что ответы есть», – говорили они». Летом 1973 года построили ещё один прототип с другим двигателем. Джэннису не удалось присутствовать на испытаниях 11 сентября и это обстоятельство спасло ему жизнь. Место в кабине заняли Смолински и Блэйк. Как вспоминал Мэк Гришэм, управляющий аэропорта округа Вентура, людям из AVE следовало оповещать его перед каждым вылетом, чтобы в случае чего он вызвал полицию и пожарных, но в тот день Смолински почему-то ему не позвонил. Увидев взлетающий Mizar Гришэм бросился к командно-диспетчерскому пункту, но было уже поздно. Спустя две минуты после отрыва от земли машина, теряя куски, рухнула прямо на дерево, затем ударилась о припаркованный пикап и загорелась. Экипаж погиб мгновенно. В результате расследования выяснилось, что из-за некачественной сварки вновь развалилась правая стойка. Кроме того, «Мицар» получился довольно тяжелым. Трагический финал мечты, пусть и отчасти претворенной в жизнь…