С сердцем «Мустанга»: уникальный Ford Sierra, о котором вы не слышали
Этот спорткар не добился успеха по нелепым на первый взгляд причинамВ те далекие времена за океаном сформировалась тенденция, которая не давала покоя Ford Motor Company. Пока возрастная аудитория по традиции предпочитала огромные и отнюдь не прогрессивные «сухопутные баржи» с задними ведущими колесами, большими нижневальными «восьмёрками» и тоннам хрома, новое поколение водителей выбирало гораздо более передовую европейскую технику.
Фордовцы в своем стремлении потеснить BMW пошли по старой проторенной дорожке. Дело в том, что машины подразделения Ford of Europe, в том числе компактное культовое купе Capri, ранее импортировались в США. Не без определенных сложностей, разумеется: каждую модель приходилось адаптировать к местным требованиям. Впрочем, игра определенно стоила свеч, когда речь шла о потенциально популярном и прибыльном автомобиле.
В 1982 году европейское подразделение представило футуристическую, некогда очень популярную в России линейку Sierra. Тогдашний босс дивизиона и петролхед Боб Лутц увидел в ней отличный потенциал и инициировал запуск специальной модификации для Америки. Прорывной аэродинамичный дизайн, независимая задняя подвеска, множество вариаций, производство на многочисленных площадках по всему миру… Неудивительно, что «Сьерру» выбрали в качестве основы для «убийцы BMW».
Первым же препятствием на пути новинки оказалось брендирование. Продавать автомобиль с премиальным позиционированием под массовым именем, как говорится, не комильфо. Правами на название Sierra обладал концерн General Motors, поэтому о нём тоже пришлось забыть. Президент и генеральный директор Ford Motor Company Дональд Питерсен блеснул оригинальностью и окрестил новую марку Merkur. Позже немецкий вариант слова «Mercury» сыграет свою роль в её печальной судьбе. Полагаем, в топ-менеджменте были те, кому задумка с именем не пришлась по душе, но вряд ли кто-то отважился спорить с отставным морским офицером и обладателем недвусмысленного прозвища «улыбающаяся кобра».
Sierra предлагалась с кузовами трёх- и пятидверный хэтчбек, универсал, а позже и седан. Для американского турне выбрали версию XR4i с двойными задними стойками, но не в первозданном, а в изрядно доработанном виде XR4Ti. В общей сложности у спорткара порядка 850 оригинальных компонентов, которые добавили около 127 кг массы. Один из ключевых апгрейдов — 2,3-литровая «турбочетвёрка» (на неё указывает литера T в названии) от спорткупе Mustang SVO вместо V6 объёмом 2,8 литра на европейском XR4i. Двигатель Merkur не имел интеркулера и агрегатировался с трёхступенчатой автоматической коробкой передач (147 л.с.) или с пятиступенчатой «механикой» (177 л.с.).
По данным отраслевых журналов, Merkur демонстрировал довольно неплохой по американским меркам тех лет разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) в диапазоне от 7 до 8 секунд. Кроме того, испытатели восторгались удобными креслами и хорошей управляемостью, хотя крены в поворотах могли быть и поменьше.
«XR4Ti был интригующим, но противоречивым», — рубит правду-матку издание Autoweek. Действительно, супер-Sierra получилась харизматичной и с хорошей эргономикой, но не лишённая недостатков. Например, двигатель выдавал мощность в узком рабочим диапазоне, комбинация передних дисковых и задних барабанных тормозов не внушала доверие, а кожаные кресла и круиз-контроль отсутствовали в базовой комплектации. Претензии на роскошь перечеркивались грубым характером мотора и «массовой» сутью хэтчбека.
Жирную точку в истории Merkur XR4Ti поставили не только промахи технического толка, но и маркетинговые просчеты. Труднопроизносимое имя вызывало непонимание: вроде бы Mercury (так называлось ныне несуществующее подразделение Ford Motor Company), а вроде бы и нет. Автомобиль продавали через дилерскую сеть Lincoln-Mercury, где он выглядел чужеродно. «Какими бы ни были амбиции Merkur, отношение дилеров и продавцов варьировалось от недоумения до равнодушия, отчасти из-за меньшей, чем у больших «Линкольнов», маржи XR4Ti», — объясняет Autoweek.
В итоге попытки потеснить «трёшку» BMW и иже с ней с треском провалились. С 1985 по 1989 год продано лишь 42 464 штуки. Также предпринимались безуспешные попытки пересадить американцев на Ford Scorpio в трактовке Merkur. Пока XR4Ti уходил в туман истории европейская гамма Sierra активно пополнялась новыми версиями, включая омологационные «заряженные» RS Cosworth. О них мы обязательно расскажем, не переключайтесь!