Опубликовано 22 июля 2023, 09:09
3 мин.

С сердцем «Мустанга»: уникальный Ford Sierra, о котором вы не слышали

Этот спорткар не добился успеха по нелепым на первый взгляд причинам
Для многих автопроизводителей американский рынок — лакомый кусок. Этакий Эльдорадо, гарантирующий светлое будущее. В восьмидесятые годы в Штатах обосновались и пустили корни такие премиальные марки, как Acura (Honda), Lexus (Toyota) и Infiniti (Nissan). Немногим ранее Ford Motor Company тщетно пыталась исполнить подобный фокус: запустила новый бренд в пику немецким фирмам и потерпела поражение. Жаль, ведь титульная машина получилась интересной и совершенно не похожей на среднестатистическую продукцию из североамериканской фордовской палитры.
Merkur XR4Ti
Merkur

В те далекие времена за океаном сформировалась тенденция, которая не давала покоя Ford Motor Company. Пока возрастная аудитория по традиции предпочитала огромные и отнюдь не прогрессивные «сухопутные баржи» с задними ведущими колесами, большими нижневальными «восьмёрками» и тоннам хрома, новое поколение водителей выбирало гораздо более передовую европейскую технику.

Merkur XR4Ti

Merkur XR4Ti

© Merkur

Фордовцы в своем стремлении потеснить BMW пошли по старой проторенной дорожке. Дело в том, что машины подразделения Ford of Europe, в том числе компактное культовое купе Capri, ранее импортировались в США. Не без определенных сложностей, разумеется: каждую модель приходилось адаптировать к местным требованиям. Впрочем, игра определенно стоила свеч, когда речь шла о потенциально популярном и прибыльном автомобиле.

Merkur XR4Ti

Merkur XR4Ti

© Merkur

В 1982 году европейское подразделение представило футуристическую, некогда очень популярную в России линейку Sierra. Тогдашний босс дивизиона и петролхед Боб Лутц увидел в ней отличный потенциал и инициировал запуск специальной модификации для Америки. Прорывной аэродинамичный дизайн, независимая задняя подвеска, множество вариаций, производство на многочисленных площадках по всему миру… Неудивительно, что «Сьерру» выбрали в качестве основы для «убийцы BMW».

Merkur XR4Ti

Merkur XR4Ti

© Merkur

Первым же препятствием на пути новинки оказалось брендирование. Продавать автомобиль с премиальным позиционированием под массовым именем, как говорится, не комильфо. Правами на название Sierra обладал концерн General Motors, поэтому о нём тоже пришлось забыть. Президент и генеральный директор Ford Motor Company Дональд Питерсен блеснул оригинальностью и окрестил новую марку Merkur. Позже немецкий вариант слова «Mercury» сыграет свою роль в её печальной судьбе. Полагаем, в топ-менеджменте были те, кому задумка с именем не пришлась по душе, но вряд ли кто-то отважился спорить с отставным морским офицером и обладателем недвусмысленного прозвища «улыбающаяся кобра».

Ford Sierra XR4i

Ford Sierra XR4i

© Ford

Sierra предлагалась с кузовами трёх- и пятидверный хэтчбек, универсал, а позже и седан. Для американского турне выбрали версию XR4i с двойными задними стойками, но не в первозданном, а в изрядно доработанном виде XR4Ti. В общей сложности у спорткара порядка 850 оригинальных компонентов, которые добавили около 127 кг массы. Один из ключевых апгрейдов — 2,3-литровая «турбочетвёрка» (на неё указывает литера T в названии) от спорткупе Mustang SVO вместо V6 объёмом 2,8 литра на европейском XR4i. Двигатель Merkur не имел интеркулера и агрегатировался с трёхступенчатой автоматической коробкой передач (147 л.с.) или с пятиступенчатой «механикой» (177 л.с.).

Merkur XR4Ti

Merkur XR4Ti

© Merkur

По данным отраслевых журналов, Merkur демонстрировал довольно неплохой по американским меркам тех лет разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) в диапазоне от 7 до 8 секунд. Кроме того, испытатели восторгались удобными креслами и хорошей управляемостью, хотя крены в поворотах могли быть и поменьше.

Merkur XR4Ti

Merkur XR4Ti

© Merkur

«XR4Ti был интригующим, но противоречивым», — рубит правду-матку издание Autoweek. Действительно, супер-Sierra получилась харизматичной и с хорошей эргономикой, но не лишённая недостатков. Например, двигатель выдавал мощность в узком рабочим диапазоне, комбинация передних дисковых и задних барабанных тормозов не внушала доверие, а кожаные кресла и круиз-контроль отсутствовали в базовой комплектации. Претензии на роскошь перечеркивались грубым характером мотора и «массовой» сутью хэтчбека.

Merkur XR4Ti

Merkur XR4Ti

© Merkur

Жирную точку в истории Merkur XR4Ti поставили не только промахи технического толка, но и маркетинговые просчеты. Труднопроизносимое имя вызывало непонимание: вроде бы Mercury (так называлось ныне несуществующее подразделение Ford Motor Company), а вроде бы и нет. Автомобиль продавали через дилерскую сеть Lincoln-Mercury, где он выглядел чужеродно. «Какими бы ни были амбиции Merkur, отношение дилеров и продавцов варьировалось от недоумения до равнодушия, отчасти из-за меньшей, чем у больших «Линкольнов», маржи XR4Ti», — объясняет Autoweek.

Merkur Scorpio

Merkur Scorpio

© Merkur

В итоге попытки потеснить «трёшку» BMW и иже с ней с треском провалились. С 1985 по 1989 год продано лишь 42 464 штуки. Также предпринимались безуспешные попытки пересадить американцев на Ford Scorpio в трактовке Merkur. Пока XR4Ti уходил в туман истории европейская гамма Sierra активно пополнялась новыми версиями, включая омологационные «заряженные» RS Cosworth. О них мы обязательно расскажем, не переключайтесь!

Автомобильные новости