quto.ru
Опубликовано 20 ноября 2022, 15:24
4 мин.

Батя-«крузак»: пять фактов о легендарном «суперуазике» Toyota Land Cruiser 70

Настоящий внедорожник родом из восьмидесятых по цене роскошного седана
Land Cruiser-«семидесятка» — очень интересное явление в масштабах нынешней автомобильной цивилизации. Несведущему он покажется осколком прошлого, которому давно отправиться в небытие. Ещё большее непонимание на грани шока, создает астрономическая стоимость. Но, как утверждают ценители модели, батя-«крузак» незаменим там, где нужна сверхвыносливая проходимая техника с высокой прогнозируемой надежностью. Иначе говоря, он того стоит.
Toyota

Немного истории

Land Cruiser 70 появился в 1984 году в качестве преемника продержавшейся на конвейере четверть века сороковой серии и «напарника» более комфортабельного 60 Series. В широкую разнообразную линейку вошли универсалы с короткой и увеличенной колесной базой, пикапы/шасси и Troop Carrier — длинная двухдверка с продольными лавками в задней части салона. Обычно такие переделываются для экспедиционных целей, к этому очень располагает изначальная компоновка и объем внутреннего пространства. Каждому исполнению присваивался индивидуальный цифровой индекс. Например, «коротыши» несли обозначение 70 и 71 series, а самые длинные «крузаки» — 75 и 77.

Под конец девяностых вездеходы комплексно обновились. Короткобазные машины покинули большинство рынков. Спереди начали устанавливать пружины вместо рессор и удлиненные задние рессоры, а также мосты с креплениями колёс пятью болтами (ранее шесть). Troop Carrier стали обозначать индексом 78, а пикапы — 79.

Наши дни

В таком виде Toyota продержалась до 2007 года, когда состоялась более масштабная модернизация. Отличить осовремененный «крузак» от прежнего снаружи можно по скругленной передней части кузова. Гамму двигателей для некоторых стран (в первую очередь, Австралии) пополнил восьмицилиндровый турбодизель 1VD-FTV объемом 4,5 литра. Отечественные пользователи отлично знают его по Land Cruiser 200, однако на «семидесятке» немного другой агрегат — с одним турбокомпрессором, а не двумя, как у старшего брата и более скромной отдачей.

В 2009 году старую рядную «шестёрку» 1FZ/1FZ-FE объемом 4,5 литра отправили на заслуженную пенсию, а её место занял 4,0-литровый V6 1GR-FE. Напомним, им комплектовали огромное количество «Тойот», включая среднеразмерный внедорожник 4Runner и большой пикап Tundra для американского рынка. В России его носитель номер один — это, конечно же, Land Cruiser Prado.

Через три года дебютировал пикап, сочетающий максимально длинную колесную базу (3180 мм) от двухдверного «трака» с четырехдверной кабиной и 130-литровым топливным баком от универсала Land Cruiser.

Австралийский вариант

«Крузак»-«семидесятка» до сих пор представлен на региональных рынках, где требуется простая и выносливая рабочая лошадка. Например, его продают в Южной Америке, на Ближнем Востоке и в Австралии. При этом внедорожник для Зелёного континента (его мы приведем в качестве примера, дабы подчеркнуть контраст между вариациями) не повторяет досконально, скажем, кенийскую спецификацию (о ней ниже). Toyota Australia предлагает пятидверку и Troop Carrier, а заодно двух- и четырехдверные пикапы с базой 2730–3180 мм. Мотор — 32-клапанный V8 1VD-FTV объемом 4,5 литра (205 л.с. и 430 Нм при 1200–3200 об/мин) в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач. Из «традиционных ценностей» рамная конструкция, балки мостов (спереди пружины, сзади рессоры) и подключаемый полный привод с понижающей передачей.

Вопреки кажущейся простоте, олдскульный TLC отнюдь не примитивен. У всех версий система курсовой устойчивости, помощник старта в гору, 6,1-дюймовый сенсорный монитор аудиосистемы и навигации, круиз-контроль, кондиционер, шноркель и 130-литровый топливный бак (у Troop Carrier — 180 литров).

Кенийский вариант

Африканская Toyota заведомо проще в силу тамошних эксплуатационных условий, хотя езда по Австралии тоже не самая лёгкая прогулка. Главная и самая удивительная её особенность – это рядный шестицилиндровый дизель 1HZ объемом 4,2 литра с двумя клапанами на цилиндр и без турбокомпрессора. Просто — значит надёжно, но не слишком быстро. Особенно когда под правой педалью всего 131 л.с. и 285 Нм при 2200 об/мин.

Тем временем на рынке Южной Африки доступны обе модификации — с архаичным, но предельно живучим атмосферным дизелем и наддувной «восьмеркой». Если у вездеходов для Австралии дисковые тормоза «по кругу», то «кениец» довольствуется барабанами сзади.

Стоимость

Цена Land Cruiser 70 на вторичном рынке давно обрела легендарный статус, однако сейчас она способна шокировать даже привыкшего к нынешним реалиям пользователя. Когда готовился этот материал на одной онлайн-площадке появился свеженький «крузак» 2022 года со стикером в 7,3 миллиона рублей. Машина оснащена 4,0-литровым бензиновым двигателем V6. Есть и подешевле, например, за 5–6 миллионов рублей.

Кстати, стоимость никак не коррелируется со возрастом. В продаже хватает десяти-пятнадцатилетних «Тойот» с дополнительным экспедиционным оборудованием в среднем за 4 миллиона рублей.

Автомобильные новости