Двухмоторный монстр: пять фактов о свирепом Volkswagen Pikes Peak Golf
Он выглядел как стоковый хэтчбек, но таил поразительный секрет и бросил вызов знаменитой горе Пайкс-Пик.Зачем это придумали?
В семидесятые и восьмидесятые американский рынок был лакомым куском для европейских производителей. Внимание покупателей предстояло заслужить и для этого активно использовалось участие в автоспорте. BMW и Audi выставили свои машины в первенстве IMSA, причем ингольштадтцы реально удивили полноприводным прототипом 90 quattro IMSA GTO с турбонаддувной 720-сильной «пятёркой» объемом 2,2 литра. Porsche открыла для себя Can-Am, а Volkswagen заинтересовался подъёмом на гору Pikes Peak International Hill Climb в штате Колорадо.
«Пайкс-Пик» — легендарная и опасная гонка. Старт и финиш разделяют 12,42 километров и 156 поворотов. Болиды мчатся в считанных сантиметрах от обрывов и пролетают мимо клетчатого флага на высоте 4302 метра над уровнем моря. Здесь важна мощность, и у раллийных суперкаров группы B, которые отправились покорять свой американский Эверест её хватало в избытке. Фольксвагеновцам требовалось сверхоружие, и они пошли на очень нетипичный шаг.
Два мотора, две попытки
В 1985 году спортивное отделение Volkswagen Motorsport заявилось в Штаты со скромным на вид Golf, оснащенным парой «сердец» — безнаддувными шестнадцатиклапанниками объемом 1,8 литра. Совокупно они развивали 390 л.с. и работали с синхронизированными коробками передач. Надо отметить, что двухмоторный «Фольксваген» появился не спонтанно и не на пустом месте. Подразделение начало эксперименты с нетривиальной компоновкой ещё в начале восьмидесятых и разработало несколько прототипов на базе Scirocco и Jetta.
В разреженном горном воздухе атмосферники страдали от потери мощности. Это сказалось на результате: заводской пилот Volkswagen Йохи Кляйнт довольствовался третьей строчкой, отстав более чем на минуту от победившей в той гонке легендарной француженки Мишель Мутон на Audi Quattro S1.
На следующий год команда сделала выводы и привезла эволюцию. На сей раз на старт вышел хэтчбек с 1,3-литровыми турбокомпрессорными двигателями от Polo отдачей в полтысячи лошадиных сил. Серьезный апгрейд, а также переход на секвентальную трансмиссию сократили время разгона с 5 до 3,4 секунды. В теории Golf должен был заметно превзойти предшественника, но судьба распорядилась иначе. Из-за электрических проблем Кляйнт показал 12 минут 31,93 секунды, на 0,36 секунды медленнее, чем в 1985-м.
Построить заново
Golf топтался на месте, пока конкуренты уходили в отрыв, но парни из Volkswagen Motorsport не опустили руки и к Pikes Peak International Hill Climb 1987 выкатили полностью новую машину. Прежние базировались на серийных хэтчбеках, а эта лишь напоминала дорожный «Гольф» и окончательно разорвала с ним связи. В основу лег алюминиевый монокок, а поверх него крепились легкие кузовные панели из стекловолокна. Две 1,8-литровых «четвёрки», по данным журнала Auto Motor und Sport, выдавали свыше 600 л.с.
К сожалению, этот автомобиль тоже не смог победить, однако именно ему удалось прикоснуться к славе – Volkswagen лидировал до тех пор, пока за три поворота до финиша не развалилась шаровая опора. По другим сведениям, проблема заключалась в наконечнике рулевой тяги. Триумфатором в третий раз стал двукратный чемпион мира по ралли Вальтер Рёрль на Audi. Он же установил новый рекорд. Вторым приехал легендарный финн Ари Ватанен на Peugeot 205 T16, который тоже имел чемпионский титул в своем послужном списке.
Аттракцион для ковбоев
Журналисту Auto Motor und Sport однажды довелось прокатиться на Golf, и получить незабываемые впечатления. Характер он сравнивает с норовистой скаковой лошадью, способной выжать 185 км/ч. Стоит сделать одно неверное движение, и спортинвентарь сотворит с вами то, что захочет.
я выбрал вместо рекламы.
«Как только в коробке передач найдена первая ступень VW начинает реветь. Даже в хорошо изолирующим вас от звуков гоночном шлеме становится громко и жарко – о вентиляции остается лишь мечтать. Вторая передача, грохот. Становится ясно, что передний и задний двигатель отдают мощность по-разному. Это, конечно, очень удобно для быстрых поворотов, поскольку Golf можно вести как заднеприводный автомобиль на низких скоростях и как мощный переднеприводник при движении прямо. Ведь он должен больше тянуть, чем толкать. Но это становится проблематичным если вы переключаетесь на пониженную передачу незадолго до поворота».
И все-таки они победили!
Мечта компании покорить Пайкс-Пик стала реальностью в 2018 году. Разгром соперникам учинил полноприводный прототип I.D. R с двумя электрическими моторами совокупной мощностью 680 л.с., сумасшедшим аэродинамическим оперением и сотней за 2,25 секунды.
Пилот Ромен Дюма записал на свой счет 7 минут 57,148 секунды, побив абсолютный рекорд трассы и заодно существенно улучшив достижение Себастьена Лёба и Peugeot 208 T16 Pikes Peak (8 минут 13,878 секунды).