Опубликовано 03 августа 2023, 23:00
5 мин.

Реальная история электромобилей

EV существуют намного дольше, чем большинство предполагает
Tesla была не первой: когда появились первые электромобили. Электромобили не были изобретены в 21 веке. Они существуют дольше, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Но их популярность до недавнего времени сдерживалась недостатком возможностей промышленности. Однако развитие технологий и инновации позволили превратить EV (электромобили) в повседневный транспорт. Перезаряжаемые батареи произвели революцию в отрасли, причём ещё в 19 веке. Но доступность Ford Model T стала причиной отказа от технологии, которая опередила своё время. Следующие всплески популярности к электрокарам возникли только в 1996 году с появлением GM EV1, а затем в 2008 году с появлением Tesla Roadster.
BMW

Первые электромобили появились в 1830-х гг.

Аккумуляторные батареи появились в начале 1800-х годов, но на первых порах они не были перезаряжаемыми. В 1830-х годах Роберт Андерсон построил повозку, в которой вместо волов или лошадей использовались аккумуляторы. Вскоре после этого Роберт Дэвидсон соорудил прототип электровоза. На момент демонстрации этот локомотив мог проехать 2,4 км со скоростью 6,4 км/ч, буксируя при этом 6 тонн. После такой короткой поездки локомотиву требовались новые аккумуляторы. Прототип электровоза был настолько впечатляющим, что работники железной дороги уничтожили его, так как переживали, что он угрожает их рабочим местам.

Аккумуляторные батареи были изобретены только в 1859 г., а идея их использования для электротранспорта стала реальностью в 1884 г., когда Томас Паркер создал трамвай с электроприводом. В 1890 г. изобретатель Уильям Моррисон подал заявку на патент электрической повозки. Это транспортное средство получило полный привод и мощность 4 л.с., максимальная скорость составляла 32 км/ч. Электромобиль оснащался 24 аккумуляторными батареями, которые требовали подзарядки после 80 км пробега.

Первый коммерческий электромобиль

Первым в истории серийно выпускаемым электромобилем стал Electrobat. Он был создан Педро Саломом и Генри Г. Моррисом. Автомобиль был очень медленным и тяжёлым. Только аккумуляторы весили 725 кг. К 1896 г. стальные колёса заменили на пневматические шины, чтобы снизить вес автомобиля. Более поздние модели оснащались системой заднего хода с двумя двигателями мощностью 1,1 кВт, которые позволяли развивать скорость 32 км/ч на протяжении 40 км. В 1896 г. Electrobat даже выиграл несколько пятимильных спринтерских гонок у бензиновых автомобилей.

Затем Моррис и Салом создали несколько электрических кэбов Hansom, которые были идеальным транспортным средством для такси. Они продали идею Исааку Л. Райсу, который создал компанию Electric Vehicle Company в Нью-Джерси. К началу 1900-х годов в Нью-Йорке работало более 600 электрических кэбов, а в Бостоне, Балтиморе и других городах восточного побережья — более мелкие автопарки.

Чтобы избежать простоев, связанных с подзарядкой, нью-йоркское подразделение компании переоборудовало ледовую арену в станцию замены аккумуляторов, чтобы кэбы могли подъезжать и менять свои батареи. Но эта блестящая система к 1907 году дала сбой, и предприятие разорилось.

Реальная история электромобилей

© Ford

Ford Model T вытеснил электромобили

Рэнсом Эли Олдс, основатель компании Oldsmobile, построил небольшую партию электрокаров, прежде чем появились первые массовые автомобили марки. Фердинанд Порше помог разработать электромобиль, который мог разгоняться до 35 км/ч. Компания Studebaker тоже построила несколько электромобилей, одним из которых управлял Томас Эдисон. Кроме того, президент Уильям Маккинли после ранения был доставлен в больницу в машине скорой помощи с электроприводом. Его преемник, Теодор Рузвельт, стал первым президентом, совершившим публичную поездку на электромобиле в 1902 году. Это был электромобиль Columbian.

Электромобили были популярны среди состоятельных людей, которые могли себе их позволить, но Форд разрушил представление о том, что только богатые могут позволить себе автомобили, выпустив бюджетный Model T. В 1908 г. автомобиль стоил 850 долларов, но к 1923 г. цена снизилась до 300 долларов. В те же годы большинство электромобилей стоили более чем в десять раз дороже. Это привело к тому, что электромобили на многие десятилетия перестали быть частью автомобильной промышленности.

Реальная история электромобилей

© General Motors

General Motors создал EV1

Ford Model T практически уничтожил рынок электромобилей, но в период с 1923 по 1996 г. электричество использовалось во многих транспортных средствах. Так, например, луноход, использовавшийся NASA на Луне, был электромобилем.

Современная история электромобилей начинается в 1996 году от электрокара General Motors. EV1 вновь сделал электричество популярным видом топлива для автомобилей. В 1996 году Калифорния обязала автопроизводителей продавать автомобили с нулевым уровнем выбросов, а в то время этому стандарту соответствовали только электромобили. В ответ на это GM создал EV1, который обладал запасом хода на 112 км. Позднее при использовании никель-металл-гидридного аккумулятора запас удалось увеличить до 257 км. С 1996 по 2003 год в Лос-Анджелесе, Тусоне и Фениксе в лизинг было отдано 800 экземпляров EV1.

Реальная история электромобилей

© Tesla

Появление Tesla

В 2008 году компания Tesla запустила производство модели Roadster. Автомобиль получил запатентованную технологию трансмиссии и стал одним из самых успешных спортивных электромобилей на рынке. Tesla стала первой компанией, установившей литийионные батареи в серийный автомобиль, и первой, кто вывел на рынок модель с запасом хода 321 км. К 2012 году компания Tesla продала 2400 моделей Roadster, каждая из которых стоила 109 тыс. долларов. Это позволило привнести на рынок электромобилей фактор «крутизны».

Успех Tesla заставил более крупных автопроизводителей хотя бы в малой степени обратить внимание на электромобили. В начале 2010-х годов появились электромобили Smart Fortwo Electric Drive и Chevrolet Spark EV. Но ни один из них не завоевал такой популярности и успеха, как Nissan Leaf, который появился в 2011 году. Leaf быстро стал самым популярным электромобилем в истории: к январю 2018 года было продано более 300 тыс. моделей по всему миру.

Электромобили становятся массовыми

На самом деле именно электромобили заложили первый камень в фундаменте всей автомобильной промышленности. Поэтому современное распространение рынка EV — это возвращение к истокам и принятие технологий, которые опередили своё время на несколько веков.

Сейчас совершенствуются технологии производства аккумуляторов, что позволяет современным электромобилям конкурировать с двигателями внутреннего сгорания по дальности хода и времени дозаправки. Будущее рынка электромобилей радужно и опирается на государственную поддержку многих стран, что делает электромобили более популярными, приемлемыми и массовыми, чем когда-либо прежде.

Автомобильные новости