Запуск переднеприводного вазовского семейства в 1984 году ознаменовал начало новой эры. Трехдвёрный первенец 2108 превосходил другие отечественные легковушки с точки зрения прогрессивности конструкции и закономерно привлёк внимание достопочтенных господ из мира автоспорта. Как раз тогда в союзном раллийном первенстве появилась категория А5 с очень либеральными регламентными требованиями. Подготовленная по ним Lada EVA с чертами серийной «восьмерки» впечатляет по сей день. Первые эксперименты Решение Федерации автомобильного спорта СССР преследовало цель определить наиболее результативную технику, которая смогла бы заявиться в набиравшую обороты группу B мирового первенства. Аналогичный ей класс A5 практически полностью развязывал руки создателям ралли-каров: допускались практически любые переделки за исключением установки мотора объёмом более двух литров. Для истинных инженеров настал звездный час!Спортивные дивизионы АЗЛК и АвтоВАЗа поначалу делали ставку на классическую компоновку, но затем начались интересные эксперименты. Так, летом 1984 года КБ форсированных испытаний автомобилей при УГК Волжского завода представил среднемоторный прототип ВАЗ-29084 на базе «восьмёрки» с продольно установленной «четвёркой» мощностью порядка 150 л.с. на основе двигателя ВАЗ-2106, подрамниками для силового агрегата и подвесок со стойками МакФерсон.В пылу раллийных баталий проявились недостатки – довольно высокая масса без полсотни килограмм тонна и своеобразные ездовые манеры. По этой причине разработчики в дальнейшем переключились на более легкий вариант с задними ведущими колёсами. Lada Samara T3 Среди крутых «зубил» упоминания также достойна уникальная Samara T3 для ралли-рейдов. Своим рождением проект обязан импортёру тольяттинской продукции французу Жаку Поку и его сыну Жан-Жаку.Пок-старший ещё в 1978 году вывел на старт первого в истории марафона «Париж-Дакар» две Niva Proto. Вначале «прото» не имел принципиальных отличий от серийного внедорожника, но в процессе эволюционных метаморфоз радикально преобразился в среднемоторного короля огнедышащих пустынь. На пике формы он выдавал до 310 л.с.! Выжав все соки из «Нивы» Пок затеял строительство принципиально другой машины.Samara T3 напоминала обычное «зубило» очертаниями и оптикой, но не имело к нему никакого отношения, равно как и к отечественной автопромышленности. Это стопроцентный ралли-рейдовый прототип с оригинальной анатомией: пространственной силовой структурой, углепластиковым кузовом и начинкой… Porsche! Оппозитный 3,6-литровый шестицилиндровый двигатель и система полного привода позаимствованы у 911 Carrera 4.По другим сведениям, донором выступил суперкар 959. Инжиниринг занимавшихся разработкой командой Oreca и фирмой SERA (Société d'Etudes Réalisations Automobiles) вкупе с многомиллионными инвестициями дали довольно неплохой результат. Например, две «Лады» заняли первое и второе место в «Ралли Фараонов» 1990 года. Родом из Прибалтики Теперь — к EVA (Experimental Vilnius Autoplant, «Экспериментальный Вильнюсский автозавод»). Спорткар развивал концепцию тольяттинского полноприводника с силовой установкой в пределах колёсной базы, но, как и Samara T3, весьма далек от ВАЗа.Он создан по инициативе литовского гуру Стасиса Брундзы и Вильнюсской фабрики транспортных средств (VFTS). Едва ли не самым знаменитым их творением до появления «Эвы» принято считать легендарный Lada-2105 VFTS.Впрочем, ещё до появления супер-«пятерки» Брундза готовил ВАЗ-21011 и даже занял шестую строчку в «Ралли Акрополис 1976» на собственноручно модифицированной «тройке». Сами понимаете, не баварской. Двигатель и шасси Разница между B-групповой Lada EVA и обычной серийной «восьмеркой» колоссальная! Чтобы понять это достаточно окинуть машину взглядом. К плюс-минус сохранившейся центральной части крепились подрамники с независимой подвеской. Брундза и компания перенесли силовой агрегат за сиденья. Напомним, что подобная компоновка характерна для таких вдохновлявших авторов «Эвы» монстров, как Lancia Delta S4, Peugeot 205 T16 и Ford RS200.Рабочий объём агрегата увеличен до 1,9 литра. Стандартная восьмиклапанная головка блока цилиндров заменена на шестнадцатиклапанную. Вместо карбюратора — впрыск топлива. И самое интересное — установлен турбокомпрессор.С этим боекомплектом мощность выросла до трёхсот лошадиных сил. Меньше, чем у «Дельты» с ее 500 л.с. в боевой спецификации, но беспрецедентно для «раллиста» родом из СССР. Герой, которого не было Могучая и эффектная EVA с расширенным кастомным кузовом, четырьмя огромными прожекторами двумя антикрыльями украсила бы раллийные спецучастки и, вероятно, финишировала бы отнюдь не в числе последних. Увы, на момент её рождения над группой B начали сгущаться тучи.В 1986 году после серии трагедий со сверхмощной техникой автоспортивные чиновники запретили категорию, а вместе с ней один из самых многообещающих советских проектов.