Царь-крузак: 5 фактов о Toyota Mega Cruiser
Разбираемся, правомерно ли называть супервездеход «японским «Хаммером»»Для армии и гражданских лиц
Армейская модификация Mega Cruiser с обозначением BXD10 начала поступать в японские войска с 1993-го. «Мирную» версию запустили три года спустя.
Производство продолжалось до конца 2001 года. Данные о количестве построенных экземпляров варьируются в зависимости от источника, причем разброс огромный.
По одним, выпущено 133 машины, по другим, все 500.
Габариты «Халка» и гигантский салон
«Мега Круизер» не столько длинный, сколько широченный. Между бамперами у него «всего» 5090 мм, примерно как у Land Cruiser 300. Но ширина достигает колоссальных 2170 мм, а высота — 2075 мм. Прямо-таки косая сажень! Для сравнения, у «трёхсотого» до 1990 мм и 1950 мм соответственно. Колёсная база ультимативного вездехода тоже заметно больше — 3395 мм против 2850 мм. Свесы поэтому очень короткие, а геометрическая проходимость (угол въезда и съезда) позволяет творить чудеса на бездорожье.
Салон очень просторный. Настолько, что сзади могут разместиться четверо пассажиров — двое по краям и еще двое на откидном кресле, которое установлено на небольшом выступе трансмиссионного тоннеля.
Оказавшись на нём становится понятно, почему в центральной части крыши сделан «колпак»: чтобы увеличить пространство над головами. Как тут не вспомнить «Хаммер» со здоровенным трансмиссионным «бастионом» и четырьмя креслами по краям салона?
Всего четыре цилиндра
Как вы уже, наверное, догадались, было бы неправильно считать Mega Cruiser копией Hummer. Действительно, у машин общее предназначение, схожая принципиальная схема шасси и компоновка. Разница очевидна на уровне узлов и агрегатов. И первое, на что следует обратить внимание — это двигатель.
Американская знаменитость оснащалась безальтернативными V-образными восьмерками — бензиновой 5,7-литровой и дизельными в атмосферном и наддувном исполнении объемом 6,2, 6,5 и 6,6 литра. «Тойота» же довольствуется более скромным мотором — четырёхкотловым коммерческим турбодизелем объёмом 4,1 литра с одним нижним распредвалом с четырьмя клапанами на цилиндр. С января 1996 по апрель 1999 года ставился 155-сильный 15B-FT с механическим впрыском топлива. Затем эстафету перехватил 15B-FTE с электронным впрыском (170 л.с. и 430 Нм при 1600 об/мин). Коробка передач только четырёхступенчатая автоматическая.
Нетривиальный полный привод и суперподвеска
У Mega Cruiser постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Все три «диффа» блокируются, заставляя вспомнить Mercedes-Benz G-Class. Правда, без уникальных штучек здесь не обошлось: по сведениям однажды тестировавшего японского монстра журнала Off-Road-Drive, принудительные блокировки сочетаются с червячными «самоблоками». Карданный вал поднят максимально высоко, а непосредственно на колеса тяга передается посредством бортовых редукторов (как на Hummer, Volvo C303 и Pinzgauer), которые позволили увеличить дорожный просвет до впечатляющих 420 мм.
А вот другой интересный нюанс: передняя и задняя подвеска на двойных поперечных рычагах удивляют длиной торсионов. Спереди 1,3 метра, а сзади — 1,6 метра! Благодаря этой особенности достигается поразительная длинноходность.
Полноуправляемое шасси
Система all-wheel steering неразрывно ассоциируется со спорткарами, премиальными кроссоверами и представительскими седанами — Nissan Skyline GT-R и Fairlady Z/300 ZX. Mitsubishi GTO/3000GT, Lexus LS 500, Lamborghini Aventador S и Urus, Ferrari 812 Superfast, Porsche 911 GT3, Panamera и Cayenne, Mercedes-AMG GT R и S-Class, Acura TLX и RLX, Cadillac CT6, разные Audi. Но есть и неожиданные исключения из правила. Например, опциональная система Quadrasteer для полноразмерных пикапов Chevrolet Silverado/GMC Sierra 2002–2005 годов и соплатформенных внедорожников Chevrolet Suburban/GMC Yukon XL. Японский «милитарист» также удивительным образом оказался в числе моделей с полноуправляемым шасси.
Система работает до 40 км/ч (или при переводе селектора «автомата» на Parking), поворачивая задние колеса в противофазе с передними и сокращая диаметр разворота до 11,2 метров. Механизм состоит из системы тяг и шарниров. Силовая часть гидравлическая с приводом от насоса гидроусилителя руля. У Hummer ничего подобного нет.