quto.ru
Опубликовано 01 августа 2022, 21:30
4 мин.

«Ужасная» Toyota, про которую никто не знает: 5 фактов о монстре 222D

Ей не удалось поучаствовать в гонках… И слава Богу!
Среди ралли-каров восьмидесятых годов есть как всемирно знаменитые герои, так и малоизвестные экземпляры. Среднемоторная Toyota 222D с внешностью обожравшегося стероидов серийного спорткара MR2 их числа последних. Её готовили с прицелом на участие в перспективной, но в итоге отмененной группе S. Машина канула в Лету, усилия Toyota Team Europe пошли прахом, а фанаты лишились захватывающего зрелища… Сегодня мы расскажем, почему об этом вряд ли стоит сожалеть.

Дела давно минувших дней

Последние три года заводская команда «Тойоты» громит соперников в мировом ралли, тем самым продолжая старые добрые традиции. Еще в 1975 году Ханну Миккола на Corolla Levin оказался самым быстрым в родных финских лесах. Позже наступило время заднеприводных Celica Twin Cam Turbo, которые доминировали на тяжёлом этапе Safari и даже удостоились прозвища «Королевы Африки». В первой половине девяностых пилоты на Celica четырежды становились чемпионами, но затем эпоха триумфа сменилась чередой разочарований и поражений. Компании пришлось временно покинуть чемпионат после гениального мухлежа с рестриктором купе следующего поколения. Про сломавшуюся в 1999-м за триста метров до финиша и лишившую Карлоса Сайнца очередного титула Corolla WRC без слёз не вспомнишь. Прекрасно понимаем чувства штурмана Луиса Мойи, высадившего хэтчбеку заднее стекло своим шлемом…

«Ужасная» Toyota, про которую никто не знает: 5 фактов о монстре 222D

Далеко не факт, что в копилке «Тойоты» оказалось бы больше титулов и кубков, если бы автоспортивные чиновники дали зеленый свет технике Group S. Несостоявшийся проект 222D оказался довольно противоречивым, а его перспективы весьма туманными.

MR2? Не совсем

Несмотря на определённое внешнее сходство с маленькой серийной моделью первого поколения «три двойки» имел множество кардинальных отличий. Расположение силового агрегата позади салона в пределах колесной базы у MR2 и 222D них общее: тойотовцев явно вдохновляли успехи Peugeot 205 T16 и Lancia Delta S4 группы B с аналогичной компоновкой. В остальном — две разные планеты.

Инженеры экспериментировали с тремя двигателями. Под капот одного из прототипов впихнули турбонаддувный 4T-GTE объемом 2,1 литра от Celica Twin Cam Turbo. По слухам, был вариант с V6, который, как и «четвёрка» мог развивать до 600 л.с. Но в итоге остановились на 2,2-литровом (фактический объем — 2140 куб. см) моторе «503E» от болида Toyota 88C группы C и другой техники для шоссейно-кольцевых гонок, включая Eagle HF89, HF90, Eagle MkIII и Toyota Supra GT500. Самые мощные итерации выдавали около 800 л.с. У 222D отдача чуть скромнее — «всего» 750 л.с.

Задний и полный привод

Трансмиссия — особый разговор! Инженеры разрабатывали моноприводную версию для асфальтовых ралли и полноприводную с трансмиссией фирмы Xtrac под грунтовые и зимние этапы. На автомобиле с задними ведущими колёсами мотор и КП стоят продольно. У его собрата — поперечно. Изначально сухая масса моноприводной модификации составляла 750 килограмм.

«Ужасная» Toyota, про которую никто не знает: 5 фактов о монстре 222D

Стало быть, энерговооруженность у нее идеальная — 1 лошадиная сила на 1 килограмм. Правда, после корректировок регламента минимальная допустимая масса должна была вырасти до тонны.

Безумный зверь

Toyota 222D выглядит многообещающе с поправкой на конец восьмидесятых, но, судя по всему, не вызывала энтузиазма даже у причастных к её рождению. «Вы никогда не знали, что она выкинет. Столь легкая машина с такой короткой базой и мощностью могла отправиться в занос в любой момент без всякого предупреждения», — жаловался владелец Toyota Team Europe Уве Андерссон.

«Ужасная» Toyota, про которую никто не знает: 5 фактов о монстре 222D

Джон Дэй из TTE тоже не лукавит и называет вещи своими именами. «Он ужасен! Это абсолютно неуправляемый автомобиль. Он просто делает то, что хочет. У него недостаточная поворачиваемость, избыточная поворачиваемость и огромный турболаг — около трёх секунд при полной мощности. В 1980-х просто не существовало технологии создания хороших ралли-каров. Все, что имелось у группы B, — это мощность и прижимная сила. У 222D очень короткоходная подвеска. Если если он не справляется с быстрым ухабистым поворотом, то просто выпрыгивает наружу. Управление наддувом отсутствовало. Двигатель 503E хоть выдает 600 л.с., но он лишен системы контроля», — приводит его слова интернет-ресурс Petrolicious.

Сколько их было и сколько осталось?

В конце восьмидесятых комитет FISA (Fédération Internationale du Sport Automobile) счёл группу S потенциально опасной и объявил об отмене её запуска. Известие не на шутку разозлило некоторых участников, чьи машины находились на финальной стадии разработки. По «трём двойкам» тоже проделали огромную работу. Компания построила одиннадцать прототипов.

«Ужасная» Toyota, про которую никто не знает: 5 фактов о монстре 222D

Пять из семи полноприводных и три из четырёх заднеприводных уничтожены. Таким образом, сохранились две чёрные и одна белая Toyota. Поговаривают, что на ходу лишь одна.

Автомобильные новости