quto.ru
Опубликовано 02 августа 2014, 16:30

Деньги на ремонт дорог попробуют взять из акцизов на табак и алкоголь

Минфин предложил неожиданный способ заткнуть дыру в дорожных фондах, образовавшуюся из-за налогового маневра. Основной источник средств на строительство и ремонт российских дорог лишится в ближайшие годы 70 миллиардов рублей, а вот взять их пока неоткуда.

Минфин предложил неожиданный способ заткнуть дыру в дорожных фондах, образовавшуюся из-за налогового маневра. Основной источник средств на строительство и ремонт российских дорог лишится в ближайшие годы 70 миллиардов рублей, а вот взять их пока неоткуда.

Министерство финансов и министерство энергетики согласовали так называемый налоговый маневр, в рамках которого в следующем году правительство поднимает налог на добычу полезных ископаемых и для компенсации снижает пошлины. Речь идет о снижении топливных акцизов, которые и являются основным источником наполнения дорожных фондов.

Российские дороги получат гарантийный срок.

По последним расчетам только региональные дорожные фонды (а есть еще и федеральный) потеряют около 70 миллиардов рублей, рассказали «Ведомостям» чиновники Минфина. Как объяснил один из собеседников, чистые потери фондов только в первый год превысят 250 миллиардов рублей, частично они будут компенсированы за счет дополнительных доходов от НДПИ.

Но и оставшуюся «дыру» в 70 миллиардов непросто будет закрыть. По оценкам ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», в текущем году все доходы фондов составят 338,4 миллиардов рублей. Это меньше, чем в прошлом году, и показатель продолжает снижаться.

В настоящее время в Минфине рассматривают три варианта действий. Первый источник компенсации потерь фондов — увеличение финансирования регионов из федерального бюджета за счет дополнительных доходов от повышения НДПИ. Правда, для этого придется корректировать бюджетное правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов. На такой маневр чиновники пойдут весьма неохотно.

В программу строительства и реконструкции дорог войдет свыше 485 км в Крыму.

Второй вариант — перенаправление в дорожные фонды части дополнительных доходов от возможного повышения НДС на 2%. По расчетам в следующем году доходы составят около 500 миллиардов рублей. Такая идея, по словам чиновников, обсуждается сейчас как альтернатива введению налога с продаж.

Третий вариант — направить в дорожные фонды доходы от других акцизов — табачных и алкогольных. По итогам прошлого года доходы от акцизов на табачные изделия составили 250,5 миллиардов рублей, которые были зачислены в федеральный бюджет.

Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики считает, что этот источник можно использовать для пополнения дорожных фондов. По его данным, доходы от акцизов на пиво и водку составили 259,9 миллиардов рублей — 80 миллиардов были направлены в федеральный бюджет. Этого вполне хватит, чтобы компенсировать потери дорожных фондов.

На российских дорогах появятся платные полосы.

«В принципе, нельзя привязывать доходы к конкретным расходным обязательствам, но связь между инвестициями в дороги и акцизами на бензин хотя бы просматривается, а здесь ее нет», — прокомментировал изданию чиновник финансово-экономического блока правительства. Он предложил использовать для наполнения фондов доходы от косвенных налогов. Однако решение о повышении НДС еще не принято, а доходы от налога с продаж планировалось потратить для балансировки региональных бюджетов.

По региональным дорожным фондам ударит еще и дифференциация топливных акцизов в зависимости от класса топлива — чем выше класс, тем меньше пошлина. В следующем году, по оценкам Росавтодора, потери от этого составят 97 миллиардов рублей, в 2016 году — 250 миллиардов рублей.

Росавтодор направит 22,9 млрд рублей на реконструкцию дорог к чемпионату мира по футболу.

Последствия налогового маневра Росавтодор пока не оценивал. «Решение нигде не зафиксировано как окончательно принятое», — пояснил чиновник ведомства. Чиновник, курирующий инфраструктуру, отмечает, что все равно, из каких источников брать средства, лишь бы они были закреплены за дорожными фондами. «Иначе придется постоянно вести торг за ассигнования», — беспокоится собеседник издания.

Денег на строительство и ремонт дорог не хватает уже давно. В прошлом году на содержание имеющихся дорог было выделено 32% от нормативного объема, на ремонт — 29%. А ввести в эксплуатацию удалось 1528 километров вместо 1741 километра по плану. В текущем году регионам надо построить и реконструировать 1840 километров автодорог, а к 2017 году этот показатель должен вырасти до 2680 километров в год. Такие объемы позволят выполнить госпрограмму развития транспорта. Однако, судя по количеству выделяемых на дороги финансов, выполнение госпрограммы находится под угрозой.

Автомобильные новости