quto.ru
Опубликовано 31 августа 2013, 22:51

Долг россиян по автокредитам увеличился на треть

Как прогнозируют аналитики, объем просрочки по итогам 2013 года достигнет 54 миллиардов рублей. Резкий спрос на автокредиты за прошедший месяц эксперты связывают с запуском госпрограммы по льготному автокредитованию.

Просрочка по автокредитам за 7 месяцев 2013 года достигла 41,1 миллиарда рублей, увеличившись за год более чем на треть (34,3 процента — 30,6 миллиарда рублей). Объем просрочки сейчас составляет 6 процентов от совокупного портфеля автокредитов в сравнении с 5 процентами годом ранее. По итогам 2013 года этот показатель в деньгах достигнет 54 миллиардов рублей, а в 2014 году превысит 80 миллиардов рублей, прогнозируют аналитики «Секвойя кредит консолидейшн».

В кредит покупаются более 50 процентов автомобилей, в июне-середине июля в кредит было куплено около 44 процентов, а год назад — не более 40 процентов. Такой резкий спрос на автокредиты за прошедший месяц эксперты связывают с запуском госпрограммы по льготному автокредитованию, в конце июля этого года. Ожидается, что в конце года количество кредитных автомобилей вырастет еще на 2-3 процента.

Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числятся Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская область, а также Татарстан и Краснодарский край.

Большая часть просрочки приходится на автомобили отечественного производства. Как правило, их владельцы — это люди с нестабильным уровнем дохода или те, кто получают большую часть зарплаты «в конверте», надеясь, что за время выплаты кредита (в среднем 3-5 лет) их заработок не снизится и за желанный автомобиль удастся заплатить в полном объеме. Однако зачастую они теряют работу или попадают в трудную финансовую ситуацию и в результате возникает просрочка по кредиту.

Значимый рост демонстрирует средний размер задолженности: в 2012 году — 530 тысяч рублей, в 2013 году — около 550 тысяч рублей (по предварительным данным) — в первую очередь, данная динамика связана с высокими ставками кредитования в России — в среднем они составляют 15-16 процентов, а также с ростом цен на сами автомобили. В первом полугодии 2013 года средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла на 3 процента до 870 тысяч рублей (по итогам 2012 года этот показатель составлял 840 тысяч рублей), что является рекордным показателем за всю историю наблюдения авторынка.

Банки стали активнее сотрудничать с коллекторами в части взыскания задолженности по автокредитам. Причина роста — в увеличении числа автокредитов, передаваемых коллекторам на ранних стадиях просрочки, поскольку при стандартном сроке с просрочкой от года за счет реализации залога удается вернуть не более половины кредита.

На текущий период объем проблемных автокредитов, находящихся в работе у коллекторов по агентской схеме, составляет 25,6 миллиарда рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на более чем 80 процентов. В результате доля автокредитов в общем объеме долгов, переданных коллекторам за год выросла до 14 процентов.

Автомобильные новости