quto.ru
Опубликовано 15 октября 2019, 18:53

Как Дайсон в 90-х опередил автопром на 20 лет, но его отвергли

У великого гения инженерной мысли и маркетинга сэра Джеймса Дайсона все же не получилось. Компания, наиболее известная своими технологичными пылесосами, не смогла сделать прыжок в будущее и создать высокотехнологичный электрокар.

Как ни странно, это была не первая попытка Dyson заняться автомобильным бизнесом. Еще в 1993 году Джеймс Дайсон опередил свое время на 20 лет и озаботился проблемой дизельных автомобилей.

На разработку инновационного девайса компании потребовалось три года. Получился небольшой "тубус" размером с термос. Его довольно легко можно было встроить в систему выхлопа, чтобы он улавливал 95% вредных выхлопов. По сути, Dyson изобрел сажевый фильтр, который по эффективности не уступает современным.

"В Европе сейчас ездит 20 миллионов дизельных автомобилей. Каждый из них производит в среднем 6 граммов грязи за час эксплуатации. Это огромное количество токсинов, которые становятся причиной рака и кислотных дождей. Я могу остановить это", - говорил Дайсон.

Он, правда, так никого и не убедил. Прибор показывали на телевидении, проводили демонстрации для крупнейших автопроизводителей, среди которых была Volvo, но ничего не вышло.

Как Дайсон в 90-х опередил автопром на 20 лет, но его отвергли

© GQ

Причины отказа были просты и очевидны: в то время власти не давили на автоконцерны для снижения вредных выхлопов. До них вообще никому не было дела - противосажевые фильтры стали обязательны в Европе на дизельных машинах с 2001 года, когда в силу вступил стандарт Евро-4.

Как Дайсон в 90-х опередил автопром на 20 лет, но его отвергли

И очевидным недостатком была необходимость время от времени менять сам фильтр в устройстве. Производители считали, что это потребует слишком частого обслуживания в сервисе - клиенты вряд ли захотели бы заниматься заменой самостоятельно.

Что же пошло не так с проектом электрокара? Вроде бы для этого были если не все, то многие составляющие. Еще в 2015 году компания за 90 млн долларов купила стартап Sakti3, выпускающий твердотельные батареи.

Этот вид батарей отличается от привычных литий-ионных увеличенной емкостью при схожих габаритах. Это должно было перевернуть все! Но оказалось, что выпускать такие батареи все еще очень дорого. И, конечно, в компании явно недооценили объем потенциальных затрат.

На фоне фольксвагеновских 50 млрд евро на разработку и выпуск серийных массовых электрокаров в крайне сжатые сроки практически с нуля дайсоновские 2,5 млрд фунтов стерлингов на создание и выпуск технологического чуда выглядят шапкозакидательски.

Несмотря на все усилия и созданные рабочие прототипы, автомобиль не имел ни конечной концепции дизайна, ни серийного шасси, ни даже конкурентоспособной аккумуляторной технологии.

Так что проект электрокара от компании, выпускающей дорогие пылесосы, с самого начала был обречен стать лишь горсткой запчастей для основного бизнеса компании.

Автомобильные новости